Редактор "Делового Петербурга" Александр Сологуб - о разрухе, износе и авариях на общественном транспорте.
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) впервые в новейшей истории России подсчитал количество аварий на пассажирском транспорте: за 5 месяцев 2013 года произошло 270 аварий, в которых погибли 70 человек и ранен 881 пассажир. Сравнить эти данные не с чем, прежде подобную статистику никто не вел. Страховщиков заставила жизнь, им нужно оценить масштабы потерь после введения в 2013 году обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами.
Печальную статистику НССО за 6–й месяц этого года пополнят десятки людей, пострадавших от пожара в московском метрополитене на минувшей неделе. Возгорание кабеля в столичной подземке в очередной раз обнажило острую проблему износа транспортной инфраструктуры. В ходе расследования выяснилось, что пожар случился вследствие разрушения изоляции электропроводки от старости.
От такой беды не защищен и Петербургский метрополитен. Хотя наше метро немного моложе столичного, но все же большинство станций и тоннелей построено в городе на Неве свыше 30 лет назад и многие элементы инфраструктуры подземки служат без капитального ремонта. По оценкам Минтранса, износ инфраструктуры московского метро достигает 80%, а петербургского — 67%.
Несколько лучше ситуация с подвижным составом. Владимир Гарюгин, начальник Петербургского метрополитена, заявил, что из 1,6 тыс. вагонов замены требуют только 40%. Аналогичная ситуация и на наземном транспорте, в частности, глава петербургского "Пассажиравтотранса" Александр Бебенин сетовал, что имущество некоторых автопарков находится в плачевном состоянии и не сегодня завтра может произойти трагедия, поэтому первоочередная задача компании — это капитальный ремонт обветшавших зданий, сооружений, инженерных сетей.
В общем, если не предпринять сейчас масштабных мер по восстановлению инфраструктуры, в скором времени накопится критический износ, результатом которого станет череда техногенных аварий на общественном транспорте. Сейчас, по мнению экспертов, мелкие аварии вследствие износа техники не редки, но, как правило, они остаются незамеченными, поскольку не приводят к сбою расписания в движении и человеческим жертвам.
Плюс к этому без модернизации существующей инфраструктуры невозможно будет развивать транспортную систему города. Например, от нового аэровокзала Пулково хотят протянуть железнодорожную ветку к Балтийскому вокзалу, расположенному по соседству со станцией метро "Балтийская" (открыта в 1955 году). Она уже с трудом справляется с пассажиропотоком, а дополнительную нагрузку эскалаторы и вовсе могут не выдержать.
Восстанавливать инфраструктуру за счет собственных средств дотационные государственные транспортные предприятия без помощи федерального или местного бюджета не в силах. Учитывая увядающее состояние российской экономики, теряющей подпитку нефтяными доходами, скорее всего, чиновникам придется сократить бюджетные ассигнования на новое транспортное строительство, перенаправив средства на восстановление ветхой инфраструктуры общественного транспорта.