"Деловой Петербург". Гарегин Тосунян: "У нас проблемы в культуре общения"

Автор фото: Осиченко Владимир

На прошлой неделе Центробанк оставил без изменения ставку рефинансирования. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян рассказал dp.ru, почему ее нужно снижать и чего он ждет от нового главы Центробанка.

Гарегин Ашотович , как вы оцениваете решение Центробанка по ставке рефинансирования, принятое 10 июня?
— Ставка рефинансирования должна медленно понижаться, и то, что вопрос не был решен, вызывает непонимание.
То есть ее необходимо снижать?
— К сожалению, в России фондирование банков очень слабо зависит от ставки рефинансирования Центробанка РФ. Скорее она выполняет номинальную функцию. Реальная же стоимость фондирования банков значительно выше, и это факт.
Я считаю, что доступность средств для банков вырастет тогда, когда ставка рефинансирования будет на самом деле влиять на стоимость фондирования банков. Это может стать рычагом снижения стоимости кредитов для российского бизнеса. Поэтому если мы хотим, чтобы стоимость заемных средств для предпринимателей сократилась, то необходимо сделать фондирование для банков дешевле. Однако только путем снижения ставки рефинансирования проблему решить невозможно.
А как это можно сделать?
— Многие развитые страны это делают в том числе через программы количественного смягчения, когда центробанк обеспечивает ресурсами экономику в достаточной степени. Я не говорю, что надо раздавать ликвидность на рынке направо и налево, но банки должны иметь потенциальную возможность получить на длительный срок средства в случае необходимости или каких–то проблем по адекватной цене. И эта возможность — это гарантии государства, они могут решить вопрос о сокращении ставок и сроках фондирования банков.
Каковы основные проблемы банковского сообщества сегодня?
— Если говорить о макропроблемах, то опять же это проблемы банковского фондирования: короткие сроки, высокая ставка, неравномерное распределение доступа к кредитам. Некоторые отрасли слишком закредитованы, и там высокие риски, какие–то отрасли не нуждаются в кредитовании и обходятся своими силами. Те банки, которым не нужна ликвидность, единичны, а основная масса игроков остро нуждается в ней, но просто не имеет доступа. Поэтому думаю, что одна из главных проблем — неравномерное распределение ликвидности по банковскому рынку, и из–за этого во многом и нет конкуренции. А конкуренция — это главный фактор, снижающий процентные ставки для банковских заемщиков.
В чем вы видите основные перспективы развития банковского рынка в этом году?
— Я уже не первый год ратую за необходимость снижения процентной ставки. Когда мы рискуем даже при нынешнем уровне цен на нефть скатиться в рецессию, многие задумались о том, что новая денежно–кредитная политика и правда необходима.
Мне кажется, что в этом году может наступить момент истины. Я обратился к президенту РФ Владимиру Путину на встрече с предпринимателями с такой инициативой. Кроме того, важно, что Центробанк нас слышит, он проводит в этой системе координат определенную работу. Однако вполне логично, что если перед Центробанком не поставлена такая задача, то он будет беспокоиться исключительно о стабильности банковской системы в своем представлении, но никак не о развитии экономики.
Впрочем, сейчас регулятор стал задумываться и о других проблемах кроме стабильного развития. Должна быть политическая воля, которая определяется в том числе и голосом общества. А у нас общество в этом смысле, к сожалению, находится на ранней стадии развития рынка. Правда, оно быстро меняется, но процесс этот тяжелый и непростой.
То есть можно говорить о сложностях в общении между обществом и банками?
— Конечно, у нас проблемы в культуре общения. И здесь речь не только о клиентах банков, но и о партнерах по бизнесу, о сотрудниках финансовых организаций и банков. Не всегда в бизнесе партнеры ведут себя честно, финансовая культура общения не повсеместна: порой можно встретить необязательных предпринимателей, которые и кинуть могут, не выполняя своих обязательств. Государство должно давать ориентиры и установки, должна появиться какая–то государственная программа повышения финансовой культуры, чтобы защитить кредиторов и повысить культуру общения. Во многих странах эта культура повышалась за счет судебной и правоохранительной системы. Например, в Италии самым высоким уважением у населения пользуются карабинеры, и это правильно. А у нас доверие к судам, правоохранительным органам, полиции, к сожалению, находится на очень низком уровне. И это печально.
В конце июня Сергей Игнатьев покидает свой пост. Что вы ждете от нового назначения Эльвиры Набиуллиной ?
— В общении с Сергеем Михайловичем важным фактором было его умение вести диалог, слушать и, главное, слышать. Когда появилась информация, что он покинет свой пост, банковское сообщество переживало, кто станет новой кандидатурой. Теперь, когда появилась определенность, стало спокойнее. Мы рассчитываем, что будем выстраивать новые конструктивные деловые отношение с Эльвирой Сахипзадовной, но у всех есть свои особенности, которые выявляются только в процессе работы.
 
 

Биография

Гарегин Тосунян

> В 1971 г. окончил школу и поступил на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1988 – 1990 гг. — начальник управления межотраслевой кооперации при Главном управлении по науке и технике Мосгорисполкома.
> В 1990 г. oрганизовал и возглавил Технобанк.> В 1991 г. участвовал в создании Ассоциации российских банков (АРБ) и был избран ее вице–президентом, с 1994 г. — первый вице–президент, с 2002 г. — президент АРБ.