"Деловой Петербург". Аптеки объединятся в интернете

Автор фото: Волков Павел

Петербургские аптечные сети "Первая помощь" и "Здоровые люди" присоединились к федеральному онлайн–проекту по продаже лекарств в расчете на дополнительную аудиторию. Эксперты считают, что проект если и заработает, то только в будущем.

Аптечные сети из Петербурга "Первая помощь" и "Здоровые люди" подписали соглашение с московским ООО "Драгстор тех" о присоединении к проекту Drugstore Tech (DSTech), федеральному онлайн–ресурсу по поиску и бронированию лекарств в партнерских аптечных сетях. Ресурс развивают два крупнейших российских игрока — "36,6" и "А5" в расчете на создание крупнейшей интернет–аптеки. Однако для этого понадобится изменение законодательства.

Дружба ради посещаемости

DSTech — детище двух гигантов аптечного рынка: сети "36,6" (около 1000 аптек в России) и "А5" (более 700 аптек в России). Проект был создан в конце прошлого года, летом начал работу в тестовом режиме по Москве и Московской области.
"Аптечные сети "Первая помощь" и "Здоровые люди" вошли в состав акционеров компании", — подтвердил председатель совета директоров ООО "Драгстор тех" Олег Астафуров. Доли новых акционеров и сумму сделки он не раскрывает.
"Компания, аффилированная с ЗАО "Первая помощь", вошла в состав миноритарных акционеров "Драгстор тех", — говорит Александр Семенов, генеральный директор "Первой помощи" (более 150 аптек в Петербурге и Москве). Мажоритарных акционеров в компании нет, уточняет он.
По данным "Драгстор тех", в число акционеров ресурса помимо аптечных сетей "36,6", "Первая помощь", "Здоровые люди", владельцев компании "А5" Романа Буздалина и Сергея Солодова входят компания AllinOne и "Интелин". Выход на окупаемость намечен на конец 2013 года, до конца года к сервису подключатся не менее 10 тыс. аптек и 5 млн пользователей в месяц, рассчитывают в DSTech. Сейчас помимо аптечных сетей "36,6", "А5", "Первая помощь" и "Здоровые люди" в числе участников аптечные сети "Старый лекарь" и "03". Компания ведет переговоры с аптечными сетями "Вита", "Радуга", "Ригла", "Мелодия здоровья" и другими.
У пользователей из Петербурга доступ к ресурсу появится в июле. За счет партнерства на базе онлайн–площадки DSTech местные сети рассчитывают получить дополнительную аудиторию из числа онлайн–пользователей. Пока сервис доступен только для зарегистрированных пользователей Mail.ru, которые имеют доступ к ресурсу "Здоровье Mail.Ru", его аудитория превышает 8 млн пользователей в месяц.
Через аптеки "Здоровые люди" в Петербурге проходит до 20 тыс. клиентов, колл–центр сети обрабатывает около 5 тыс. обращений в месяц. Компания намерена значительно увеличить эти показатели. При этом от собственных онлайн–проектов аптечные сети не отказываются.

На будущее

"Затраты на весь проект не превышают $2 млн, но его перспективы пока не ясны", — оценивает Николай Беспалов, главный редактор "Фармвестника". Партнеры не скрывают, что проект сделан на перспективу — при условии изменений в законе об обороте лекарств ресурс сможет стать крупнейшей онлайн– аптекой. По словам Александра Семенова, на базе юридических департаментов всех компаний–партнеров создана инициативная группа, которая ведет конструктивный диалог с госорганами: "Внесение изменений в законы позволило бы аптекам вести полноценную интернет–торговлю, а не резервирование товара".
"Наш завтрашний покупатель с раннего детства пользуется Интернетом, а в действующих нормах продажа лекарств через Интернет не отрегулирована", — признает Алексей Батулин, гендиректор сети "Здоровые люди". "При участии Российской ассоциации электронной коммерции мы формируем отраслевой стандарт электронной торговли для фармрозницы. Если Минздрав утвердит этот документ, то, возможно, будет разрешена доставка лекарств", — говорит Олег Астафуров.
Собственного онлайн–магазина лекарств у нашей компании нет, да и по закону быть не может. Большинство интернет–аптек — это способ резервирования лекарств, а эту функцию успешно выполняет телефонная служба, которая есть в каждой аптечной сети. Предложения поучаствовать в подобном проекте мы не получали, но я не уверен, что это будет полезно нашей компании. Сомневаюсь, что участие в онлайн–службе бронирования даст ощутимый прирост продаж. На интернет–торговлю обычными непродовльственными товарами приходится пока не больше 5% от общего оборота, в отношении лекарств это десятые доли процента. Пока не изменились федеральные нормы, подобные инициативы бессмысленны.
Евгений Богданов
генеральный директор компании "Фармация" (аптечные сети "Новая аптека, "Сто дорог")