В правительстве готовят систему электронных жалоб "Народный контроль". Чиновники берут на вооружение методы оппозиции и одновременно перехватывают инициативу у "Народного фронта".
Министерство связи и массовых коммуникаций подготовило проект постановления правительства о создании федеральной информационной системы "Народный контроль". Предполагается, что посредством системы, созданной на базе портала "Госуслуги", россияне смогут жаловаться на те или иные проблемы.
Направлять жалобы люди могут и сейчас, для этого на сайтах ведомств, начиная с Кремля и правительства, существуют формы для отправки жалоб. Принципиальное отличие новой системы в том, что в ней все жалобы будут размещаться в открытом доступе, более того, пользователи (им, правда, придется зарегистрироваться) смогут ставить отметки "за" и "против" — аналог "лайков" в соцсетях. Голосование, как сказано в документе, "повышает приоритет соответствующего уведомления", а при поступлении массовых или однотипных жалоб специалисты оператора сформируют общее описание проблемы.
Жалобы можно будет подавать в определенные разделы: "связь", "общественный транспорт", "торговля", "незаконные азартные игры" и так далее. Ограничения два — несоответствие имеющимся разделам и персональный характер проблемы. Порядок работы по жалобам такой — сотрудники специально созданного центра телефонного обслуживания проверяют заявление на предмет соблюдения правил размещения и направляют его исполнителю — органу власти, муниципалам или другим учреждениям.
После назначения исполнителя заявлению присваивается статус "В работе". Далее исполнитель может поставить статус "Запланировано", если решение проблемы займет более месяца или "Мотивированный отказ", если у него нет полномочий или финансирования. По плану, меры должны быть приняты в течение 15 дней (30 дней, если требуется уточнение компетенции), затем жалобе ставится статус "В работе с нарушением срока". Пояснительная записка гласит, что "Народный контроль" "позволит выявить наиболее актуальные проблемы, волнующие граждан, а также повысить эффективность деятельности руководителей органов власти".
Читайте также:
"Деловой Петербург". Звезда и поклонники
Ранее по похожим схемам работала оппозиция, хотя, конечно, единого портала создать не могла. Проекты "РосЯма" или "РосЖКХ" Алексея Навального, например, основаны именно на принципе подачи жалоб в те или иные инстанции по заранее подготовленному шаблону. Смысл "Народного контроля" тот же самый — обеспечить массовый поток обращений и заставить чиновника решить проблему. То есть метод, можно сказать, взят на вооружение.
Кроме того, любопытно, что проект появился спустя две недели после того, как о проекте с названием "Народный контроль" объявили учредители "Народного фронта за Россию". Путинские соратники сообщили, что их структура займется в том числе контролем за исполнением президентских указов правительством. Поскольку президент и лидер НФЗР Владимир Путин то и дело министров за неисполнение ругает, стало понятно, что теперь он будет это делать не один. Белый дом, по-видимому, намерен перехватить бренд.
Система жалоб может вызвать неприятие и внутреннее сопротивление чиновников. С одной стороны, процесс выглядит как простая передача жалобы "из рук в руки", но с другой, непосредственного исполнителя будут определять и назначать, получается, никому не ведомые сотрудники телефонного центра. То есть они по сути будут давать поручения любым органам власти и местного самоуправления, ГУПам и МУПам и бюджетным учреждениям, с точки зрения бюрократа — непонятно на каком основании. "Замотать" поручение, конечно, для опытного чиновника не составит большого труда (например, ссылаясь на то, что проблема не в его сфере ответственности или на нее нет финансирования), но невидимое возмущение может быть значительным.