Треть компаний из США утратили право на обратный выкуп активов в России

Автор фото: Ермохин Сергей
"Галерея" в Петербурге. Совладельцем торгового центра называли американский финансовый конгломерат Morgan Stanley
Американские инвесторы потеряли право на обратный выкуп части активов в РФ, к весне истекли 30% колл-опционов, сообщили в Американской торговой палате в России.
Власти обсуждают судьбу тех опционов, которые ещё действуют.
Компании с капиталом из США после ввода санкций заключали с новыми собственниками колл-опционы на определённый срок — часть из них уже недействительна, рассказал "Эксперту" президент Американской торговой палаты в России (AmCham) Роберт Эйджи.
"Часть опционов ещё продолжает действовать, но часть, 30%, уже истекла", — сказал Эйджи, добавив, что "соблюдение российской стороной этих обязательств стало бы хорошим сигналом для тех компаний, которые подумывают о возвращении".
Подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (регулятор для сделок с иностранными компаниями в условиях санкций) предписывала максимальный срок реализации опционов — не более 2 лет после "ухода" инвестора.
Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что нередко были предусмотрены более длительные сроки: от 4 до 10, а иногда до 15 лет. По словам партнёра адвокатского бюро NSP Романа Макарова, по некоторым "весьма чувствительным бизнесам" срок составлял 49 лет.
"Далеко не все опционы были публичны, какие-то были заключены неформально. Поэтому вывести процент “живых”, действующих опционов сложно. Но я не удивлюсь, если большинство уже закончились", — отметил в свою очередь партнёр "Яков и партнёры" Илья Иванинский.
По данным "Меллинг, Войтишкин и партнёры", опционы продолжают действовать в следующих секторах: автопром, ретейл и FMCG (потребительские товары), индустриальные или производственные активы, сфера оказания услуг и ресторанный бизнес.
McDonald’s или KFC, отмечают опрошенные участники рынка, "придётся захватывать рынок заново". В ИТ-сфере сделок с опционами в принципе было минимальное количество. Высокий спрос на "иностранцев", напротив, ожидается в Luxury и автопроме, где традиционно сильны позиции брендов. Однако возможный возврат иностранного бизнеса рассматривается властями не как правовое решение, скорее как политико-экономическое, считают эксперты.
"Это также будет зависеть от конкретного сектора экономики — есть понимание, что в ряде наиболее чувствительных или стратегических отраслей государство не будет приветствовать и радушно одобрять сделки с возвращающимися иностранцами", — пояснил партнёр практики корпоративного права, слияний и поглощений "Меллинг, Войтишкин и партнёры" Сергей Крохалев.
На совещаниях в правительстве, писал ранее "ДП", речь шла, в частности, о гарантиях доведения до определённого уровня локализации в обозначенные сроки, а также трансфере технологий и размещении в России максимально возможной цепочки элементов, включая производственные мощности, инженерные центры и центры НИОКР. От западных компаний также могут потребовать создавать совместные предприятия с действующими российскими акционерами или системообразующими предприятиями.
Между тем возвращение западных брендов в Россию началось с завода под Петербургом. Передача активов Ariston, с одной стороны, показывает гибкость российских властей, с другой — свидетельствует о привлекательности рынка для иностранного бизнеса.