"Деловой Петербург". Великая китайская онлайн–торговля

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Почта Китая предпринимает меры, чтобы ускорить доставку отправлений в Петербург. В результате китайские интернет–магазины превращаются в серьезную угрозу для местного ретейла.

К концу августа Почта Китая начнет сортировать почтовые отправления, идущие в Россию. Большую их часть составляют заказы из интернет–магазинов. В результате процесс доставки китайских товаров в Петербург должен ускориться. В прошлом году ФГУП "Почта России" обещало сократить сроки доставки отправлений из–за рубежа на 20%, если почтовые компании других стран сами будут сортировать отправления по регионам России.
Китайцы перестраивают логистику, потому что "Почта России" плохо справляется с растущим объемом бандеролей. Основная их масса прибывает в Москву. Весной случился настоящий коллапс. Завалы были столь огромны, что оператор складов в аэропорту Шереметьево отказывался разгружать самолеты с посылками: пакеты и коробки было уже некуда складывать. На фоне этой истории произошла смена генерального директора ФГУП. "Когда я приступил к работе, объем остатков почты по всей стране составлял 900 т, сейчас цифра снизилась до 238 т", — заявил на днях глава почтовой службы Дмитрий Страшнов.

Медленно, но дешево

По данным "Почты России", сейчас доля отправлений из Китая в общем объеме международной почты с товарными вложениями составляет около 30%.
С конца лета все отправления из Китая будут распределяться между Москвой, Петербургом и Новосибирском в зависимости от местонахождения получателя, рассказывает Денис Маккавеев, директор по развитию Alibaba Group (владелец крупных китайских интернет–магазинов AliExpress.com, Taobao.com). Причем предварительную сортировку будет производить не столько Почта Китая, сколько онлайн–магазины. Они готовы идти на это, поскольку, как говорит Денис Маккавеев, Россия — огромный растущий рынок (в 2012 году доля почтовых отправлений в Россию в общем объеме китайского почтового экспорта выросла с 8 до 17%), а кроме того, у "Почты России" очевидные трудности. "Мы выяснили, что более 60% задержек происходит на процессе сортировки почты, уже после таможенной проверки, — рассказывает Денис Маккавеев. — Сейчас сортировка длится 20–25 дней. Если отправления будут приходить уже отсортированные, сроки обработки должны радикально сократиться".
Сортировка — главная проблема, согласны в Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). "Мы провели исследование. Из 300 случаев всего две задержки произошли по вине таможни, остальное — работа "Почты России", — говорит Александр Иванов, президент НАДТ.
Вместе с тем он признает: что касается международных отправлений, альтернативы "Почте России" практически нет. Это самый экономичный способ доставки. Его выбирают более 70% российских клиентов китайского AliExpress.com.
Директор Russia Operation eBay.ru Евгений Тихомиров также называет "Почту России" основным партнером по доставке. При этом в eBay (лидер среди интернет–магазинов по продажам в Россию) отмечают, что "Почте России" неплохо бы разгрузить московский почтовый узел, на него приходится 80% отправлений компании в Россию.

Договорились

Представители "Почты России" отметили, что переход Почты Китая на подсортировку — результат длительных переговоров, инициированных российским почтовым предприятием. Во ФГУП посетовали, что традиционно почтовый обмен ведется между столицами государств, тогда как в России почти в каждом федеральном округе открыты места международного почтового обмена. В "Почте России" приветствуют намерения китайского партнера и были бы рады аналогичным действиям со стороны других почтовых операторов.
"Тем не менее мы не можем обязать их проводить такую подсортировку: она не предусмотрена правилами международного почтового обмена, а ее внедрение требует определенных затрат", — добавляют на "Почте России".

Китайская стена

Ускорение почтовой доставки из Китая сыграет на руку петербургским предпринимателям, которые заказывают товары из онлайн–магазинов с целью дальнейшей перепродажи.
"Обычно мы работаем с EMS (ускоренная доставка "Почтой России"), транспортировка товара из Китая в Москву занимает в среднем 18 дней. Если отправления будут поступать быстрее, количество покупателей увеличится", — радуется администратор группы "Вконтакте" "Одежда на заказ из Китая без предоплаты".
В России есть сайты, полностью копирующие базу иностранных онлайн–магазинов. Они берут деньги только за то, что "общаются" с зарубежным продавцом. Но более или менее серьезные торговцы имеют договоренности непосредственно с китайскими продавцами. "Cайт AliExpress.com разрабатывался именно для привлечения мелких предпринимателей, — вспоминает Денис Маккавеев. — Но частных лиц на нем оказалось во много раз больше".
Российские покупатели осмелели: если они раньше заказывали по Интернету книги, диски, то теперь активно приобретают электронику, товары для дома, для детей, для спорта. Всего за несколько лет китайские торговцы завоевали огромную аудиторию низкими ценами и широким ассортиментом.
"В последнее время китайская онлайн–торговля действительно заметно активизировалась, — говорит Дмитрий Богомолов, региональный директор компании "Юлмарт". — Громадные интернет–порталы вроде Alibaba.com аккумулируют сотни тысяч товаров. Но конкуренции мы не ощущаем. Большинство россиян просто не готовы рисковать своими средствами и временем, ожидая посылку. Кроме того, встает вопрос с гарантией".
"Конкуренция есть по мелким товарам и тем, на которые у нас высокие таможенные пошлины, например телефоны, — отмечает Виктор Гордейчук, президент сети "Техношок". — А, например, пересылка утюга выйдет дороже его стоимости. Планшеты и ноутбуки в Китае закажет только сумасшедший — это будет подделка. Никто не заказывает брендированный товар в Китае, а мы торгуем брендированным".
Андрей Высокоумов, директор торгового дома "Энерго" (владеет интернет–магазином детских товаров Helptomama), добавляет, что если заказывать товары напрямую у крупных поставщиков и большими партиями, то цены получаются не выше, чем в иностранных онлайн–магазинах.
Многие российские торговцы на словах не признают китайских конкурентов, что не мешает последним экспоненциально наращивать обороты. Китайцев отличает прозорливость. Например, в телекоммуникациях широко известна их практика: поставка оборудования бесплатна, деньги — только за обслуживание. Таким нехитрым манером китайцы потеснили многих западных конкурентов.
Розничный рынок в ценовых сегментах "средний" и "выше среднего", безусловно, чувствует отток покупателей в зарубежные онлайн– и офлайн–магазины. Покупатели, отдыхающие за границей, предпочитают делать покупки там из–за огромной разницы в ценах. Связано это с российскими перегретыми ставками аренды на торговую недвижимость, а также с многократно более высокими таможенными тарифами. В результате на российском рынке модной одежды, обуви и аксессуаров несколько лет наблюдается стагнация.
Евгений Цивин
владелец сети Edmins
Западные интернет–магазины интересны ассортиментом, ценой. Но большая часть российских интернет–покупателей отдает предпочтение отечественным магазинам по следующим причинам: понятные условия возврата, быстрый доступ к представителям магазина, немаловажно отсутствие языкового барьера. Российская интернет–торговля — это входные ворота для начинающего онлайн–покупателя. Именно успешный опыт таких покупок в России порождает желание приобрести что–либо в иностранных онлайн–магазинах.
Михаил Гриценко
директор по развитию бизнеса OZON.ru