Лето с его теплом, солнцем, мечтами о поездках и прогулках за городом часто расхолаживают работников, и потому в это время как никогда актуальной для работодателя оказывается тема контроля. И если одни компании еще сильнее закручивают гайки, то другие учитывают силу летних соблазнов и корректируют существующие в компании регламенты.
И бизнес–консультанты, и HR–специалисты, и руководители — все говорят о том, что контролировать работников нужно в любое время года. Большинство компаний никак не реагирует на то, какое время года за окном.
"Сезонные методы контроля наша компания не использует, — рассказывает Александр Локтаев, генеральный директор страхового общества "Помощь". — Для нас круглый год важна эффективность работы любых подразделений". В таких компаниях существует ежемесячный контроль выполнения плана и мотивация, связанная с его выполнением или невыполнением, описана работа каждого подразделения и сотрудника, существует ежедневный контроль дисциплины, который состоит в соблюдении графика работы и дресс–кода.
Цена опоздания
Но есть и другие примеры. "Помню, беременная начальница одного из отделов, имевшая собственный кабинет, пожаловалась руководству на жару и снижение работоспособности и попросила рассмотреть возможность установки кондиционера, — рассказывает сотрудник одной компании. — На следующий же день ее просто пересадили в общий зал, а кабинет отдали другому специалисту".
В другой петербургской компании, практикующей систему штрафов за опоздания, летом расценки за провинность повышают на 10%. А в некоторых компаниях именно летом и вводят систему штрафов. Впрочем, увеличение штрафов может быть разумным ходом, считает Алексей Сергеев, генеральный директор компании "Мастер–класс". "Все дело в специфике бизнеса, — уверен он. — Если для компании опоздание сотрудника означает потерю прибыли или репутации, то это вполне правомерно".
При этом юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры" Ольга Дученко уточняет, что как таковых штрафов быть не может, если компания не хочет нарушить Трудовой кодекс. Работодатель может лишить работника только премии, но не части его основного заработка. "Трудовое законодательство предусматривает только три дисциплинарных взыскания: замечание, выговор, увольнение. Это закрытый перечень, штрафы в него не входят", — комментирует Ольга Дученко.
Поправка на лето
Оставляя принятую в течение года систему контроля, часть работодателей все же учитывают сезонность и корректируют регламенты. В большинстве случаев это касается рабочих часов. "Уже 3 года подряд офисным сотрудникам мы предлагаем летний график работы: с понедельника по четверг рабочий день удлиняется на 30 минут и заканчивается в 18:00 вместо привычных 17:30, в пятницу же рабочий день заканчивается в 15:30. Сотрудники могут без пробок уехать за город на выходные, что актуально для большого города. Идея изначально была предложена сотрудниками, и мы ее поддержали", — рассказывает Дарья Андреева, директор службы управления персоналом фабрики "Петро".
В петербургских офисах "Помощи" также практиковались сокращенные пятницы, однако в последнее время от этой практики отказались. По словам Александра Локтаева, отказались из–за того, что это мешало офисам в других городах, когда им нужно было что–то согласовать с петербургскими коллегами. Есть компании, в которых летом делают послабления в дресс–коде или устраивают совместные выезды на природу подальше от душных офисов. В Объединенной консалтинговой группе (ОКГ) летом периодически проводится игра "Принеси мороженое — получи два", в которую вовлечены все сотрудники. "Это всегда создает атмосферу позитива: сотрудники приносят мороженое, угощают друг друга. Компания, естественно, закупает дополнительное мороженое для соблюдения условий игры, но затраты несоизмеримы с тем, что мы получаем", — говорит Виталий Антощенко, президент ОКГ.
По его мнению, регламенты и правила компании обязательно должны корректироваться с учетом сезона или неожиданно возникающих обстоятельств. "Чем больше одна сторона ставит запретов, тем изобретательнее становится вторая сторона, стремясь их обойти. Система контроля вызывает сопротивление — а русские люди очень находчивы, так что гораздо продуктивнее выстраивать систему доверия, формировать чувство ответственности — это можно назвать более развитой формой контроля", — говорит Виталий Антощенко.
За и против
По словам
Марии Маргулис
, генерального директора агентства "1000 кадров", жесткий контроль работников в отечественном бизнесе — это пережиток советского прошлого.
"Есть компании, которые ориентируются на показатели эффективности работы сотрудников, а не на процессы, но их, к сожалению, не так много", — говорит она. Алексей Сергеев уверен, что контроль необходим для большей части сотрудников. Однако есть 20% тех, к которым необходим индивидуальный подход: главным образом, это высококвалифицированные специалисты. "Если продолжать их контролировать, как всех остальных, — ждите текучки. Порой они уходят даже на более низкую зарплату — за тем самым индивидуальным подходом", — говорит Алексей Сергеев. А вот не слишком мотивированных людей или новичков рекомендуется "равнять и строить", организовывая их работу.
"Методы четкой трудовой дисциплины работают для большинства сотрудников. Руководителям же важно вовремя увидеть ситуацию, когда можно снизить степень контроля и не вмешиваться в процесс — момент, когда сотрудник "вырос", — говорит Алексей Сергеев.
Мария Маргулис считает, что выстраивание системы контроля и ее поддержание требует слишком больших затрат сил и времени. "Это путь в никуда. Гораздо эффективнее формировать и при необходимости гибко менять систему мотивации, делать ставку на желание людей работать, добиваться новых результатов, самореализоваться", — резюмирует она.