Задержание мэра Ярославля Евгения Урлашова стало главной темой блогосферы в среду. Политики и общественные деятели обсуждают, почему обвинение было предъявлено так двусмысленно и что за сигнал отправляют власти, задерживая мэра-оппозиционера.
Вечером во вторник сотрудники МВД задержали мэра Ярославля Евгения Урлашова. Долгое время не было известно, что ему вменяют. Потом выяснилось, что – покушение на вымогательство взятки.
"Мы возвращались со встречи. Неожиданно машине Урлашова перекрыл дорогу автомобиль полиции, после чего сотрудники отдела по экономической безопасности буквально выволокли его за шкирку и увезли, не объясняя причин", — так описывает момент задержания пресс-секретарь мэра.
В описании событий то и дело происходили нестыковки: сначала говорили, что изъято $500 тысяч, потом выяснилось – что $200 тысяч. Причем изъяты они не в квартире Урлашова, а в квартире его соседа. Другое доказательство обвинения – свидетельство граждан, у которых мэр якобы вымогал взятку.
Ярославская область – один из самых протестно настроенных регионов страны. Здесь меньше всего голосуют (или иначе считают голоса) и за Владимира Путина, и за "Единую Россию" (к примеру, на последних выборах партия власти получила 29%). В прошлом году бывший член той же партии, а ныне оппозиционер Урлашов уверенно выиграл выборы.
Оппозиционеры считают преследование едва ли не единственного действующего мэра-оппозиционера, уверенно выигравшего последние выборы, политическим преследованием. Единороссы в свою очередь уверены, что политика тут ни при чем — просто не надо вымогать взятки.
Сам мэр считает эту историю политически мотивированной: "Человек, у которого я не принимаю уборку города, не принимаю ремонт дорог, написал заявление, что у него вымогают взятки, причем люди, которые вообще не имеют отношения к мэрии. Он член "Единой России". Меня предупреждали, что меня будут убирать любым способом. Это политическая игра, которая связана с выборами восьмого сентября [в местный парламент]. Система работает по щелчку – человека закрыть или замочить – значит, будет так. Я не уверен, что сегодня останусь на свободе", — сказал он в интервью "Дождю".
"Денежные средства были переданы некому посреднику, который отвез их в место, оговоренное заранее. Ну а чего же не дождались, когда Урлашов (или его зам хотя бы) придет в это место и выкопает из земли золотую табакерку, набитую купюрами. Можно было бы взять его с поличным. Если что-то выглядит как утка, ходит как утка и крякает как утка, то скорее всего это утка. А дело против Урлашова выглядит как фабрикация, устроено как фабрикация и является фабрикацией с вероятностью 99%. Подтянули каких-то людей, сидящих на крючке, они написали заявление о вымогательстве взятки и отвезли деньги в "заранее оговоренное место"", – уверен Алексей Навальный.
"Произошедшее в Ярославле в любом случае будет рассматриваться в контексте идущей сейчас кампании по выборам в законодательное собрание региона. Учитывая, что факт задержания действующего мэра Урлашова будут связывать с предстоящими выборами, мне представляется, что расследование правоохранительных органов должно быть максимально открытым и публичным, чтобы ни у кого не возникло в итоге даже тени ненужных домыслов. Однако переводить эту ситуацию в политическое русло нет никаких оснований", – отмечает в свою очередь депутат Госдумы единоросс Сергей Фабричный.
Многие наблюдатели – с очень разными политическими воззрениями – удивляются, почему задержание не было проведено так, чтобы задержать мэра с поличным – ведь, если сказанное следователями правда, то были все возможности это сделать.
"Странная история с мэром Ярославля. Почему не взять с поличным во время получения взятки? Ни у кого бы тогда и вопросов не возникало", – пишет журналист Владимир Соловьев. "Если и правда Урлашова слушали заранее, если правда он брал взятку — почему не сделали как обычно: меченые купюры, взятие с поличным" – вторит ему Роман Доброхотов.
"Дома у Урлашова ничего не нашли. Но у соседа нашли миллион баксов. Значит, Урлашов — вор. Скажите вашим соседям, чтоб деньги дома не держали", — отмечает политик Борис Немцов. "Судя по уголовным делам, мэры у нас все жулики и взяточники, а губернаторы и министры кристально чистые люди", – иронизирует экономист Андрей Нечаев.
Оппозиционеры видят в задержании мэра вполне недвусмысленный сигнал. "Арест Урлашова — очередной сигнал обществу, что никакого "конструктивного" сотрудничества с этой властью невозможно. Ты либо в "Единой России", либо нигде, либо в тюрьме", – уверен эсер Илья Пономарев. "Сколько можно есть кактус, колоться и плакать. Ведь ясно. Никакое сотрудничество с нелегитимной властью невозможно", – пишет Леонид Парфенов.