"Деловой журнал". Нужно ли повышать минимальную цену на водку

Идея Геннадия Онищенко повысить минимальную цену на водку до 300 рублей вызвала живейший отклик экспертов. Писатель Лимонов категорически против, политолог Марков – категорически за. Общественная палата в раздумьях.

Писатель Эдуард Лимонов :
Главный санитарный Геннадий Онищенко про водку: "Цены нужно поднять до 300 рублей, чтобы сделать ее малодоступной".
Я с вами, Геннадий Онищенко, часто соглашался, но здесь согласиться не могу. Семьи станут беднее, уважаемый Онищенко! Голодные дети будут плакать. И пить будут мужики отравленный суррогат, и смертность возрастет в разы.
Удивительно, как люди, вошедшие во власть, быстро приобретают полицейские привычки. Вы жили когда-нибудь в бараке, господин Онищенко? Или хотя бы бывали? Если бы жили, то такого не предложили бы.
Русский мир пребывает в грустной апатии, потому что нет у власти вдохновляющей идеи для народной жизни, такой подымающей идеи, чтобы не до питья водки было. Идеи у вас нет, потому вы хотите всех заставить жить трезво и тихо и покорно, принудить.
Не выйдет ничего у вас. А народ вот-вот додумается до идеи так напиться, чтоб не страшно было, и выгнать всех  хорошо одетых и непьющих и заботящихся о своем здоровье.
Как вам такая перспектива, господин главный и санитарный?
Политолог Сергей Марков:
Без сомнения, инициатива правильная. Мы добились сверхнизких акцизов на алкогольную продукцию. Сегодня водочные бароны собирают сверхприбыли за счет спаивания людей. С этим нужно бороться. Я считаю, что назрел момент для введения государственной монополии на производство водки.
При этом считаю, что необходимы комплексные меры. Нужно активнее заниматься пропагандой здорового образа жизни, семейных ценностей, лечения и оздоровления в профилакториях. Уверен, что нужно вернуть и медицинские вытрезвители, которые служат местом реабилитации людей, находящихся в сильном алкогольном опьянении.
В нашей стране алкоголь сверхдоступен. Водка слишком дешевая. Если в советские времена одна бутылка водки стоила как двадцать буханок хлеба. Сейчас водка в 4-5 раз стала дешевле, чем тогда.
Член Общественной палаты РФ Олег Зыков:
Само по себе повышение цены на водку, без комплексных мер по снижению спроса, приведет к тому, что люди начнут употреблять суррогат, как это и было у нас раньше. Люди пили одеколоны, бытовую химию и умирали от тяжелейших отравлений. Сейчас уровень потребления суррогатного алкоголя значительно снизился, но мы можем повторить этот опыт, если повышение цен не будет сочетаться с политикой снижения спроса.
Например, ФСКН постоянно заявляет о борьбе с теми или иными наркотическими веществами, без учета спроса на эти вещества. Люди, имеющие социально-психологические проблемы, используют то вещество, которое предлагается ему микросоциумом. И алкоголь – это тот же наркотик, причем он всегда был главным веществом, уничтожающим наше общество. Но нельзя вырывать из общего количества наркотических веществ одну водку и «бороться» с ней, потому что если у человека не будет доступа к одному веществу, он будет употреблять другое.
Как нарколог скажу, что уровень потребления наркотических веществ, включая алкоголь, связан с суммарным количеством насилия в обществе, из-за которого у людей возникает потребность расслабиться, в том числе и с помощью алкоголя. Поэтому для того, чтобы снижать уровень потребления водки, необходимо снизить уровень насилия и криминального мышления в обществе. А когда же вся борьба с алкоголизмом и наркоманией сводится к тому, чтобы произвести какое-то популистское действие, это может привести к обратному эффекту.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".