Владимир Путин объявил о том, что некоторые полицейские, оказывается, берут взятки с торговцев. Проще говоря, "крышуют" их. Остается открытым вопрос, почему рядовым стражам порядка, несмотря на все усилия властей, не обидно за державу.
Президент России
Владимир Путин подключился к инциденту с избиением полицейского дагестанцами на Матвеевском рынке в Москве. Там, напомним, при задержании подозреваемого в изнасиловании малолетней Магомеда Магомедова его родственники сильно избили лейтенанта Антона Кудряшова. При этом сотрудники отдела "Очаково-Матвеевское" не вступились за коллегу. Следственный комитет уже возбудил дело о "халатности" в отношении двух сотрудников ППС Владимира Черезова и Юрия Лунькова и врио начальника отдела Алексея Правкина. Несколько полицейских уже уволены из этого отдела.
Следствие считает, что Правкин знал о правонарушении на рынке и не принял никаких мер, чтобы предотвратить драку. Напавшему на Кудряшова Магомеду Расулову удалось скрыться с места происшествия, и, как отмечают в СКР, его "нисколько не смутили сотрудники полиции в форме, которые стояли рядом". "Нельзя исключать, что истинные причины этой ситуации лежат глубже, чем банальная халатность двоих полицейских патрульно-постовой службы. Поэтому следствие намерено проверить версию наличия коррупционной связи между сотрудниками правоохранительных органов и представителями рынка "Матвеевский". Тогда вполне можно будет объяснить и дерзкое поведение торговцев рынка, и преступную халатность сотрудников ППС", — говорится в сообщении ведомства.
Не дожидаясь результатов проверки, все объяснил президент на специальной встрече с руководителями МВД, ФМС, СКР (и конечно, и.о. мэра Сергея Собянина). Это должно подчеркнуть масштаб проблемы, потому что не по всякому чиху Путин собирает у себя силовиков.
"Это же ненормальная ситуация, — возмутился Путин. — Стоят рядом сотрудники милиции и смотрят, как избивают их коллегу. Почему? Они что, такие трусливые? Возможно, но маловероятно. Скорее всего, они своим бездействием отрабатывают тридцать сребреников, которые получают от этих торговцев. И это всем понятно и всем известно". Нельзя, сказал президент, "придавать какие-то ускорения работе" только тогда, когда люди уже прямо говорят, что терпеть невозможно и что это беспредел.
Читайте также:
Мигранты страшнее войн и революций
С Владимиром Путиным сложно не согласиться — нельзя, конечно. Коррупцию он уже обнаруживал практически во всех сферах жизни: в лесном хозяйстве, в рядах госслужащих, в ЖКХ, образовании, здравоохранении, судах и даже в политических партиях. "Люди устали от повседневной бытовой коррупции, от поборов в государственных органах, в судах, правоохранительной системе, госкомпаниях", — констатировал он как-то на экономическом форуме в Петербурге. Вот ведь коррупция какая штука: ты ее в дверь, а она в окно. Не успели с министерством обороны разобраться, а тут на тебе — полицейские на рынках мзду берут.
Полгода назад, кстати, в Петербурге был интересный судебный процесс — МВД подало в суд на профессора Александра Полянских, который написал письмо президенту с идеями, как избавиться от коррупции в правоохранительных органах, и в нем указал: "Осуществление правопорядка в России возложено на полицейских, большинство из которых являются преступниками, потому что большинство полицейских берут взятки, а это является преступлением". В МВД решили, что это "не соответствует действительности", но Выборгский райсуд отказал ведомству. С Путиным Владимир Колокольцев спорить не решился и пообещал сделать из ситуации жесткие выводы и продолжать работу по наведению порядка.
Есть, правда, такие сферы, когда даже прямое возмущение граждан не придает госорганами ускорения. Например, выборы. Но выборы не входят в число наиболее волнующих россиян тем, а тема мигрантов по всем опросам занимает первое место.
Получается, что охват коррупции так огромен, что почти все, уставая от нее в одной сфере, так или иначе участвуют в коррупционных схемах в другой. Ведь, скажем, полицейские — они тоже часть народа и как граждане тоже явно разделяют обеспокоенность засильем мигрантов. И сотрудники ППС Владимир Черезов и Юрий Луньков, спроси их социологи, наверняка ответили бы, что они недовольны дагестанцами и азербайджанцами в столице, и что им не нравится давать взятки, например, в РОНО или больнице. Но в жизни Черезов и Луньков стояли и наблюдали, как дагестанцы бьют их коллегу, и за державу им обидно не было. Разбираться в этом феномене должно явно не следствие.
Владимир Путин фактически встал на сторону националистов, как раз начавших "Русские зачистки" торговцев-кавказцев. Они ведь как раз и говорят о том, что нелегальные мини-рынки "крышует" полиция. Нетрудно спрогнозировать, что сейчас по всей стране прокатится волна проверок, торговцы на время затаятся, а кого-то из полицейских, наверное, уволят с шумом. И это, конечно, вдохновит национал-патриотов на новые, пока неизвестные подвиги.
Возмущение президента означает и провал милицейской реформы. В самом деле, ведь все эти стражи порядка, о которых говорит Путин, прошли в свое время переаттестацию. И им даже подняли зарплату. А брать они все равно не перестали. Может, и правда, не в названии дело, как указывали отдельные скептики.
Но нельзя не отметить и тот факт, что гарант Конституции сам несколько запутал сотрудников МВД. Ведь еще в феврале он заявил на коллегии министерства, что "ключевой задачей" для органов внутренних дел является борьба с экстремизмом, ксенофобией, национальной и религиозной нетерпимостью. Именно экстремизм надо пресекать самым жестким образом, поручил Путин. С экстремизмом и боролись, как сказано. А про тесные взаимоотношения с торговцами на рынках президент ничего не говорил. Может, такие отношения в полиции и считают признаком дружбы народов.