Строительство "Адмиралтейской" обернулось для Смольного потерей 371 млн рублей

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Строительство метро "Адмиралтейская", которая 17 лет была "станцией-призраком" без наклонного хода, обернулось для Смольного дополнительными затратами. "Метрострой" выиграл суд о взыскании со Смольного 371 млн рублей, накопившихся из-за инфляции.

В среду, 31 июля, Федеральный арбитражный суд Северо-Запада, оставив в силе решения нижестоящих инстанций, присудил ОАО "Метрострой" победу в деле о взыскании с комитета по транспорту 371,9 млн рублей за строительство наклонного хода и наземного вестибюля станции метро "Адмиралтейская". Эти деньги составляют разницу между ценами советского времени, когда начали строить станцию, и сегодняшним днем. Станция 17 лет стояла в заброшенном состоянии.
Строительство "Адмиралтейской" началось в 1987 году, когда управление "Ленметростроя" (нынешний "Метрострой") и дирекция строящегося метрополитена (которая впоследствии вошла в состав ГУП "Петербургский метрополитен") заключили соответствующий контракт. Предметом соглашения стало строительство участка между "Садовой" и "Комендантским проспектом", тогда эти станции назывались "Площадь Мира" и "Богатырская".
Подземный вестибюль "Адмиралтейской" построили к 1994 году, и поезда стали ходить через станцию, немного притормаживая. На тот момент, как пояснили в "Метрострое", отсутствовали технологии для строительства в этом месте наклонного хода и наземного вестибюля без сноса пяти жилых зданий.
Начали, правда, расселять дом на углу Малой Морской ул. и Кирпичного пер., однако это сопровождалось большими скандалами. В 2005 году решили даже перенести вестибюль на наб. реки Мойки, 61, где расположено здание Университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, однако эта идея не получила продолжения и расселение жилого дома на Кирпичном пер. продолжилось вновь.
Здание на Кирпичном пер. снесли в 2009 году, а в декабре 2010 года началось строительство наклонного хода наружным диаметром 10,7 тыс. мм, причем с использованием проходческого щита, хотя договор 1987 года предполагал его строительство "вручную" с заморозкой грунтов и с использованием экскаваторов и тюбингоукладчиков.
"Адмиралтейская", которая с 1994 по 2011 год являлась "станцией-призраком", стала первой в Петербурге станцией со сдвоенным эскалатором. Чтобы "попасть" из глубины земли в место вестибюля на Кирпичном пер., пришлось строить два тоннеля, соединенных друг с другом 100-метровым переходом. Кроме того, невозможно было бы построить эскалатор необходимой длины, его в любом случае пришлось бы делать из двух частей.
В 2010 году лимит финансирования на строительство "Адмиралтейской" составил 1,9 млрд рублей, в 2011 году — 2,1 млрд рублей. К декабрю 2011 года станцию достроили (наземный вестибюль строил "Адамант") и открыли, а с 2012 года "Метрострой" пошел в суд.
Изучив финансовые документы советского времени и 2000-х годов, в подписании которых участвовал в том числе комитет по транспорту, суд пришел к выводу, что разница стоимости между оплаченной работой и действительной стоимостью работ в ценах 2000 года составляет 208,7 млн рублей, что в ценах сегодняшнего времени составляет 315,1 млн рублей без учета НДС, а с учетом налога — 371,9 млн рублей. Эта сумма и легла в основу исковых требований "Метростроя".
Заключить допсоглашение к договору 1987 года (и на его основании затем выплатить подрядчику деньги) ГУП "Петербургский метрополитен", комитет по транспорту и ОАО "Метрострой" должны в пятидневный срок. До его истечения осталось три дня, и в комитете не смогли сказать, будут ли заключать соглашение или же намерены обратиться в Высший арбитражный суд. Пока что в ведомстве ждут официльного текста решения суда. Глава ведомства Станислав Попов был недоступен для комментариев. Представитель ГУП "Петербургский метрополитен" не отвечает на звонки.
По данным источника dp.ru в Смольном, комитет по транспорту с точки зрения государственных интересов намерен сохранить эти деньги у себя. Поэтому не исключено, что попытается обжаловать решение ФАС Северо-Запада. "Но по-человечески в комитете, конечно, все понимают и считают требования "Метростроя" вполне обоснованными", — отметил он.