Ленобласть собирается привлекать инвесторов более развитой инженерной инфраструктурой. Для этого планируется создать единый водоканал с общими тарифами и инвестиционной политикой.
Правительство Ленобласти озаботилось повышением инвестиционной привлекательности отдаленных от Петербурга районов. Губернатор региона Александр Дрозденко уже не раз публично выражал обеспокоенность неравномерным развитием области.
Активно застраиваются жилыми и промышленными объектами прежде всего прилегающие к Петербургу территории, остальные прозябают.
То густо, то пусто
Одна из основных причин — неразвитая инженерная инфраструктура. Во многих отдаленных районах ситуация с инженерией критическая. Так, в прошлом году в Пикалево разразился скандал, когда из кранов в жилых домах потекла желтая вода. Местные власти объяснили, что воду для отопления и горячего водоснабжения поставляет ТЭЦ завода "БазэлЦемент–Пикалево", не заинтересованного вкладываться в ее очистку, поскольку для его нужд годится и такая. "Качество забираемой воды в источниках все время ухудшается. И даже петербургскому "Водоканалу" с его мощными лабораториями трудно обеспечивать город нормальной водой. У областных водоканалов таких возможностей нет — отсюда очень низкое качество воды", — комментирует Леонид Вайсберг, глава НПК "Механобр–техника".
В близких к Петербургу населенных пунктах инженерия тоже часто находится в столь плачевном состоянии, что подключать новостройки там просто не к чему. Например, в Гатчине почти не строится ни жилых, ни промышленных объектов, несмотря на хорошую транспортную доступность. Как рассказал директор по коммерческой недвижимости компании "ЮИТ Лентек" Максим Соболев, при строительстве в Горелово индустриального парка компании пришлось тянуть сети от Петербурга. "Затраты были высокие: пришлось проложить 3 км сетей водоснабжения, 5–7 км канализации и отремонтировать часть канализационного коллектора. Но выхода не было", — говорит он.
Излюбленный инвесторами Всеволожский район застраивается лишь в нескольких местах — в основном там, где можно подтянуть к новостройкам петербургские сети. Остальные точки на областной карте не освоены. Так, на востоке района стройки заканчиваются, стоит отъехать на 15 км от КАД по Мурманскому шоссе.
Крупные инвесторы строят инфраструктуру за свой счет. Так поступили в "Отделстрое" и Строительном тресте: для своих ЖК в Кудрово они учредили совместную компанию, которая потратила на инженерию около 1 млрд рублей. RBI тоже своими силами обеспечил очистку питьевой воды и водоотведение для ЖК в Мистолово.
Однако когда на территорию без сетей хочет прийти небольшой инвестор, то мощностей ему нужно немного, а затраты на строительство инженерии для него непосильны. Если же Ленобласть будет развивать систему водоснабжения и водоотведения, а с инвесторов брать плату за подключение пропорционально их потребностям, то это привлечет предприятия на новые территории,считает Максим Соболев. По оценке директора департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Петербурге Андрея Бойкова, инженерно подготовленные участки на $50– 100 / 1 м2 дороже неподготовленных. "Почти любой надел с инженерией будет востребован независимо от локации", — добавляет он.
Водное неравенство
Проблема в том, что в Ленобласти нет централизованных структур, которые занимались бы ресурсоснабжением, как в Петербурге. По 131–ФЗ о местном самоуправлении водоснабжением и водоотведением в ЛО ведают муниципальные образования (МО). Их в регионе 204, водоканалов — 89. Одни из них преуспевают, другие едва сводят концы с концами.
До 2013 года, когда формирование тарифов было передано субъектам РФ, этим занимались муниципалитеты. В итоге тарифы в разных МО отличаются в разы. С 2013 года введено ограничение по росту тарифов — не более 12% в год. Те МО, которые в свое время установили высокие расценки, оказались в выигрыше: у них годовой тарифный прирост будет существенным. Остальные могут обанкротиться.
Монополизация воды
Для решения проблемы правительство ЛО рассматривает возможность создания единого водоканала. Решение примут до конца года. Он займется формированием общей тарифной политики и стратегии развития СВВ. Как рассказал председатель комитета по транспорту и ЖКХ ЛО Дмитрий Разумов, эта структура будет не аналогом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а ОАО со 100%–ной собственностью ЛО. ОАО возьмет в долгосрочную аренду у каждого муниципального водоканала часть сетей, чтобы получить доступ к тарифообразованию. Новая компания введет единую инвестиционную программу и установит единый тариф для всего региона. Преуспевающие водоканалы, которые будут собиратьденег больше, чем им требуется, чтобы окупить затраты, образовавшуюся разницу станут перечислять в общий фонд ОАО, из которого будут финансировать отстающих. По оценке Дмитрия Разумова, СВВ требует вложений в размере 30 млрд рублей. Область не может взять такую большую сумму у банков или из бюджета. По действующей в ЛО программе "Чистая вода" на эти цели отводится по 600–800 млн рублей в год. Частично планируется помогать ЕВ грантами.
Создание ЕВ позволит бюджету ЛО сэкономить 300 млн рублей выпадающих доходов в год. После оснащения квартир счетчиками снизится водопотребление, и многим водоканалам не придется наращивать мощности. Только за счет изыскания этих внутренних резервов можно обеспечить до 40% дополнительных мощностей.
Чем привлечь
Участники рынка не единодушны в оценке инициативы. Леонид Вайсберг отмечает: только ЕВ может разработать общую идеологию подключения новых объектов, что повысит привлекательность региона. Сроки сдачи объектов будут более предсказуемыми, а затраты на подключение прозрачнее, считает директор управления аналитического маркетинга "Северного города" Вера Сережина. Но второй стороной медали может стать рост тарифов. Ее опасения разделяет Андрей Бойков: "Цена реализации жилых проектов в области ниже, чем в городе, но, если введут единую тарификацию, себестоимость инженерных коммуникаций будет выше. Для сохранения интереса инвесторов Ленобласти нужно установить тарифы ниже, чем в Петербурге".
ГУП "Водоканал СПб" приветствует инициативу коллег, но не собирается отдавать пригородную зону и рассчитывает договориться на этот счет с областными чиновниками в рамках созданного в 2012 году соседними регионами координационного совета, сообщили "ДП" в компании. Уже в этом году объемы подключения к системе водоснабжения и водоотведения городского "Водоканала" в области значительно увеличились: в первом полугодии 2012 года был заключен только один договор на подключение (240 м3 в сутки), а за полгода 2013–го — 11 договоров (более 85 тыс. м3 в сутки).
Цифры
Лимиты воды
> С 1 сентября Ленобласть на 13% повысит нормативы водопотребления. Квартирные счетчики есть в 40% домов, остальные платят по нормативу. Если в квартире живет больше людей, чем прописано, расход воды выше норматива.
> Из–за роста норматива плата за воду без счетчиков вырастет, и жильцы будут заинтересованы ставить приборы учета.
“
Среди плюсов хотелось бы видеть ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Сейчас основная проблема не в том, что невозможно получить техусловия на подключение строящегося объекта, а в получении необходимых мощностей по окончании строительства. В целом же инициатива хорошая — крупной компании проще привлечь необходимые средства на реализацию инвестиционной программы как из бюджета, так и в качестве кредитов. Хотя сама схема, по которой власти собираются получить контроль над водоканалами, достаточно непривычна.
Андрей Тетыш
председатель совета директоров АРИН
“
С одной стороны, создание единого водоканала приведет к перекрестному субсидированию, когда бедные районы будут финансироваться с помощью богатых. С другой — это избавит от головной боли муниципалитеты, хотя и лишит их важной части проведения самостоятельной политики. Это вполне укладывается в тенденцию централизации власти. Теперь муниципалитеты будут бороться за благосклонность региональных властей, чтобы провести модернизацию.
Гульназ Галиева
аналитик ИФК "Солид"