В магазинах Петербурга появились первые продукты из Грузии. Продавцы отмечают высокий спрос на них и считают, что грузинские бренды быстро вернут утраченные позиции после семи лет забвения.
Возвращение грузинских производителей на петербургский рынок обещает быть успешным. Запрет на поставки вин, минеральной воды и сельхозпродукции из Грузии был введен в России из–за претензий Роспотребнадзора к качеству этих продуктов еще в 2006 году. Как показали итоги первых недель, за 7 лет потребители не забыли марки, известные с советских времен.
Вода и вино полились в сети
В сети гипермаркетов "
Лента
" появились вода "Боржоми" и вина "Старый Тбилиси". "В ближайшее время мы планируем ввести в ассортимент грузинский коньяк", — рассказывает Яна Могилева, менеджер по связям с общественностью "Ленты". По ее словам, пока рано подводить итоги — поставки товаров из Грузии начались в июне–июле текущего года, однако в июле вода "Боржоми" заняла первые позиции по продажам среди минеральных вод.
"Спрос на "Боржоми" есть, и стабильно высокий", — согласен с ней Артем Глущенко, руководитель по внешним коммуникациям ГК "О’Кей". Еженедельный прирост продаж "Боржоми" в "Дикси" составляет 30%, за последнюю неделю было продано 26 тыс. бутылок воды. В "О’Кее" скоро также появится грузинское вино. В "Дикси" начались продажи вина под маркой "Грузинское крестьянское".
Читайте также:
Первая партия "Боржоми" из Грузии прибыла в Россию
"Отчасти грузинское вино было замещено продукцией абхазских производителей, но, безусловно, и вино, и вода из Грузии снова найдут своего покупателя", — говорит Роман Черешнев, представитель Х5 Retail Group (магазины "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка").
Ажиотаж именно потому и наблюдается, что в глазах потребителя достойной замены так и не нашлось, — убежден Сандро Хатиашвили, член совета директоров компании Simple, винный эксперт. По его данным, до эмбарго объемы продаж грузинского вина составляли примерно 50 млн. бутылок в год ($ 3,75 млн), что составляло 8,5% от общего объема ввоза импортного вина в Россию. Нынешние объемы продаж должны превзойти эти результаты, уверен он.
А вот поставок овощей и фруктов из Грузии петербургские ретейлеры пока не ждут. Официально возобновление экспорта зелени, приправ и меда ожидается в конце лета, а фруктов и овощей — еще позднее. Однако, как сообщил "ДП" представитель сети гипермаркетов, объемы производства фруктов в Грузии сильно уступают поставкам из соседних стран, поэтому компания особенно и не рассчитывает на эти предложения.
"Овощей и фруктов из Грузии в магазинах Х5 нет, хотя переговоры с поставщиками этих категорий уже ведутся", — рассказал Роман Черешнев.
В "Дикси" никаких переговоров не ведут, ожидая официальной информации от Роспотребнадзора.
Своевременный интерес к Грузии
Между тем волну интереса к грузинской теме помимо бывших участников рынка используют и производители–новички, которые не работали или недолго работали в России. Вместе с "Боржоми" на рынке появился еще один бренд минеральной воды из Грузии — "Саирме". "До 2006 года были пробные поставки воды "Саирме" в Россию, а с середины июля 2013 года наша вода продается в магазинах Kesko и "Лэнд", — рассказывает Дмитрий Кистев, директор по экспорту компании Sairme Mineral Waters Ltd. По его данным, с августа продукция будет продаваться в премиальных магазинах "Суперсива" и "Стокманн".
"Кроме магазинов мы считаем приоритетным для себя сегмент HoReCa, уже ведем переговоры с ресторанами национальной кухни и хотим дальше активно продвигаться в этом направлении", — добавляет Дмитрий Кистев. "Боржоми" тоже распространяется в ресторанах и кафе города.
"Объемы регулярных заказов постоянно растут, исходя из этого до конца 2013 года мы планируем продать в России до 30 млн бутылок", — говорит Александр Жаданов, генеральный директор IDS Borjomi Russia. Планы "Саирме" скромнее — 1 млн бутылок.
Борьба за россиян
По данным компании "Боржоми", в 2006 году, на момент запрета, марка была лидером в России по доле рынка в деньгах и входила в пятерку лидеров по объемам продаж. Цель компании — в ближайшие годы вернуть эти позиции.
Судя по данным Euromonitor, бороться за лидерство грузинскому производителю придется с транснациональными гигантами — Coca–Сola и PepsiCo.
"Возвращение "Боржоми" в Россию стимулирует рост рынка лечебных вод, но не окажет существенного влияния на позиции других игроков в этом сегменте, — говорит Ирина Резонкина, бренд–менеджер компании "Вимм–Билль–Данн", входящей в ГК PepsiCo в России. — Наша торговая марка "Ессентуки" растет быстрее рынка, и мы будем укреплять ее позиции".
Что касается вина, то российский потребитель ожидает 5-6 хорошо известных кахетинских наименований и 1-2 наименования из Западной Грузии с ценой на полке не дороже 600 рублей. "Все прочие грузинские вина, в том числе дороже 2 тыс. рублей, должны будут побороться за внимание и доверие потребителя", — говорит Сандро Хатиашвили.