Пока операторы кофейных автоматов борются за лидерство, на рынок вендинга выходят продавцы товаров для здоровья. По оценке экспертов, объем рынка торговых автоматов в Петербурге достигает 420 млн рублей.
Вендинговая компания "Талвенд" и производитель зубной пасты "Сплат" начинают тестирование нового направления: пенку для полости рта будут продавать через автоматы. В производство 10 автоматов вложат более 1 млн рублей. Пенки появятся в бизнес–центрах. Предполагается, что покупать их будут офисные работники, которым новый продукт заменит чистку зубов после еды или в конце рабочего дня. В случае успеха "Талвенд" планирует на порядок увеличить объем продаж. Пока компания специализируется на автоматах по продаже кислородных коктейлей.
Новый тренд
В России сегодня большая часть растущих направлений вендинга связана со здоровым образом жизни, считает исполнительный директор вендинговой компании "Олимп" Дмитрий Пархоменко. "Набирают популярность устройства по измерению давления, веса и роста и в целом аппараты, которые предлагают услуги, а не товары, — рассказывает бизнесмен. — Многие аппараты не только предоставляют данные, но и дают советы, чем питаться и каким спортом заниматься. В последнее время фермеры также начали устанавливать автоматы по продаже молока, чтобы не сдавать товар оптовикам по низкой цене".
Рынок кофейных автоматов близок к насыщению, отмечают эксперты, единственное, что сейчас происходит в этой области, — крупные игроки вытесняют более мелких. Крупнейшие игроки на рынке Петербурга — компании "Сиба–вендинг", "Уникум" и "Вавилон–вендинг".
По оценке экспертов, оборот рынка торговых автоматов в Петербурге достигает 420 млн рублей, и на кофе, по данным компании Stepbystep, приходится до 70% автоматов, их более 10 тыс. Эксперты считают, что вендингу давно пора расширять спектр деятельности.
Однако игроки рынка кофейных автоматов не спешат делать ставку на новые товары. Никита Маковей, владелец Первой вендинговой компании, заявляет: "Многие считают, что рынок насыщен, но новые места еще появляются: строятся новые здания, открываются бизнес–центры и бассейны. Приобретают у нас чаще всего именно кофейные автоматы — они гарантированно окупаются".
Рынок открыт
Вендинг наиболее распространен в США. По данным экспертов, в США рынок вендинговых машин оценивается примерно в $40 млрд, в России — $1,2 млрд.
Тем не менее петербуржцам знакомы аппараты по продаже зонтов, кислородных коктейлей, контактных линз.
Рынок открыт самым странным идеям. Например, на вокзалах можно найти автоматы по изготовлению сувенирных монеток из обычной мелочи. А за рубежом можно встретить автоматы для ловли аквариумных рыбок.
Кофе и снеки
Вендинг привлекателен для индивидуальных предпринимателей из–за относительно небольших вложений. Установка одного автомата обойдется от 150 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. Многие компании вместе с автоматом предлагают наполнитель — кофе, бутилированную воду, снэки. Чтобы сэкономить, многие приобретают в Интернете бывшие в употреблении автоматы. Одно устройство, по оценке ООО "Олимп", приносит около 10 тыс. рублей в месяц. Срок окупаемости зависит от места, а самая высокая рентабельность у кофейных и снэковых автоматов — за счет наценки она может достигать 300%.
Площадь под автомат (1 – 3 м2) обычно арендуется за фиксированную сумму или 10 – 20% от продаж. Но бывают случаи установки без арендной платы, по договоренности с хозяином помещения. Например, офис крупной компании заинтересован в том, чтобы клиенты могли выпить кофе в ожидании приема.