"Деловой Петербург". Гонки со скидками

Автор фото: Беликов Валентин

Объем продаж новых автомобилей в Петербурге продолжает снижаться, но уже не так быстро. Удержать авторынок города от резкого падения помогли массовые скидки от автодилеров, а также госпрограмма поддержки автокредитования.

Объем продаж новых автомобилей в Петербурге за первые 7 месяцев 2013 года упал на 4%, до 114 444 машин, к тому же периоду прошлого года, подсчитали в "Auto–Dealer–СПб". При этом стоит отметить, что в июле в Петербурге темп падения продаж замедлился — они сократились всего на 2%. Это стало следствием массовых маркетинговых акций, предпринятых дилерами, а также старта программы госсубсидирования ставок по автокредитам.
Интересно, что в России за это же время падение продаж усугубилось. Так, в июле продажи новых авто по стране сократились на 8% к июлю 2012 года, а по итогам января–июля— на 6% к тем же месяцам 2012 года.

Сбрасывают цены

Текущим летом скидки на новые автомобили у петербургских автодилеров достигают 100 – 150 тыс. рублей, причем на авто стоимостью от 1,5 млн рублей дисконт может составлять до 300 тыс. рублей.
"Скидки предлагают все дилеры, их размер зависит от марки автомобиля, ситуации со складом у дилера, наличием у него кредитных средств. Однако если автомобиль в дефиците (например, Renault Duster), то на него мало кто будет давать скидки, — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. — При этом сейчас практически любой дилер готов обсуждать персональные ценовые предложения, заявлять о которых в рекламных сообщениях или по телефонному звонку не готов".
Управляющий директор "Аларм–моторс Форд" Михаил Шевельков отмечает, что компании тоже пришлось ввести значительные скидки. Сегодня многие дилеры Петербурга вынуждены устраивать распродажи, следуя рыночной ситуации, признает он.
"В небольших городах, где нет конкуренции, дилер может следовать рекомендованной импортером цене. В крупных мегаполисах ситуация иная. У одной марки, как правило, около 10 дилеров (это касается массового сегмента). Естественно, компании, не справляющиеся с продажами, в ущерб марже предоставляют большие скидки, а более успешные вынуждены под них подстраиваться. В итоге по некоторым автомобилям компании уходят в минус", — говорит Михаил Шевельков.

Себе в минус

Постоянные скидочные акции отрицательно влияют на доходность бизнеса, дилеры вступают в ценовые войны, подчеркивает Михаил Чаплыгин.
По оценке Михаила Шевелькова, в этом году общая маржа на рынке снизилась минимум на 2 – 3% по сравнению с прошлым годом. Он напомнил, что этот год у автодилеров начался с распродаж, которые идут без остановки.
"Это связано с необходимостью выполнения планов импортера и недопущения затаривания складов на фоне общей стагнации рынка. При резком спаде автомобильных продаж в Европе (до 20%) российский рынок— своего рода спасительный круг для европейских производителей", — считает Михаил Шевельков.

Поддержка рынка

Впрочем, поддержку авторынку (особенно сегменту бюджетных автомобилей) в 2013 году может оказать госпрограмма льготного автокредитования, которая была запущена в июле.
В рамках данной программы государство субсидирует по автомобильным кредитам сроком до 3 лет две трети ставки рефинансирования (сейчас это 5,5%) — по новым машинам стоимостью до 750 тыс. рублей любого автопроизводителя.
При этом и дилеры, и автопроизводители также поддерживают госпрограмму специальными акциями, что снизит падение продаж в самых проблемных сегментах, замечает Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании "Рольф".
По пессимистическому сценарию, продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5 – 7% по сравнению с 2012 годом, по оптимистическому — рынок останется на уровне 2012 года или вырастет максимум на 2%, оценивает ситуацию Татьяна Луковецкая.