Министерство юстиции подготовило проект закона о возможности избирателям оспаривать результаты выборов на участке, где они голосовали. Для этого им придется взять справку, в чем эксперты видят подвох.
Еще в апреле группе участников выборов из Петербурга и Воронежской области, к которым присоединились воронежское отделение "Справедливой России" и омбудсмен Владимир Лукин, удалось добиться в Конституционном суде РФ признания того факта, что рядовой избиратель должен иметь право оспорить итоги выборов на своем участке.
До тех пор суды трактовали права избирателей так, что к ним относится только право опустить бюллетень в урну. А нарушения касались прав партий или кандидатов, которым и разрешалось идти в суд. Иски от граждан, как правило, не принимались к рассмотрению — ведь их права формально не нарушены.
КС
решил, что это противоречит Конституции. Теперь Минюст подготовил проект поправок в законы "О выборах депутатов Госдумы..." и "Об основных гарантиях избирательных прав...", согласно которым избиратели могут обращаться с жалобами на решения, действия или бездействие участковых избиркомов, связанные с неправильным подсчетом голосов и установлением итогов голосования на "своем" участке.
А факт избрания кандидата или списка кандидатов на основании неправильного подсчета голосов (установленный судом) становится основанием для отмены результатов выборов судом.
Пока что никаких "справок о голосовании" избиркомы не выдавали, никаких утвержденных форм, бланков и положений на этот счет нет. А когда они появятся, то, считает юрист "Справедливой России" Вячеслав Плахотнюк, это может дать возможность для контроля над избирателями. Оппозиция регулярно жалуется на принуждение к голосованию бюджетников, военных и прочих подневольных людей — например, нередко начальство требует от них фотографировать бюллетень на мобильный телефон в доказательство участия в выборах. "Работодатель может заставлять своих подчиненных: всем идти на выборы и взять справочки", — предполагает Плахотнюк.
По его мнению, все это ненужный "законотворческий спам". "Справки можно давать, не давать, заволокитить процесс, — рассуждает он. — Человек когда берет бюллетень, расписывается за него, и не нужна тут больше никакая справка, он все необходимые действия совершил. Суд делает запрос в комиссию, комиссия отвечает".
Сложность выдачи справок еще и в том, что подтвердить факт голосования на самом деле может оказаться невозможно. Ведь избирком способен подтвердить только факт выдачи бюллетеня. А вот опускает ли избиратель его в урну, то есть принимает ли действительно участие в голосовании, неизвестно. Как известно, многие уносят бюллетени с собой. Подтвердить голосование может просмотр видеозаписи, но ведь и запись может неожиданно потеряться, и времени это может занять немало. Хоть законопроект и предписывает выдавать справки "немедленно", конкретных сроков не устанавливает, и "немедленно" может оказаться понятием растяжимым.
А в самой возможности оспаривания результатов выборов на участке есть риск фиктивных исков. Такой прием уже не раз применялся в Петербурге (например, на скандальных муниципальных выборах Валентины Матвиенко в "Красненькой речке" и "Петровском округе") — сторонник власти срочно оспаривает итоги выборов в суде, на следующий день получает отказ, и после этого иски от оппозиции по тому же поводу уже не принимаются. Ведь оспорить решение избиркома по одному и тому же основанию можно только один раз.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Тридцать четвертое пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Международная парламентская конференция, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. На снимке:
Владимир Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии РФ.