В Петербурге начинается саммит G20, а оппозиция в этот момент делает многое, если не все, чтобы не дать поводов для критики Путина. По странному совпадению, видные правозащитники, известные ЛГБТ-активисты и социалисты так или иначе или раскритиковали США, или не пошли на контакт.
Барак Обама собрался встретиться с представителями российских НКО во время саммита G20 в Петербурге. В общем, это такая американская традиция, все высокопоставленные чиновники и дипломаты встречаются время от времени с отечественными оппозиционерами и правозащитниками, и отказываться от приглашений было не то что не принято, а даже наоборот — такие встречи считались довольно почетными.
Не в этот раз. Светлана Ганнушкина из Комитета "Гражданское содействие", Лев Пономарев из движения "За права человека" и Людмила Алексеева из МХГ отказались, например, встречаться. Раньше эти люди не раз встречались с Майклом Макфолом, например, и с самим Обамой в 2009 году.
Официальная версия — неопределенность с датой встречи, 5 или 6 сентября, и занятость. Но по совпадению, как раз накануне Владимир Путин сам встретился с Советом по правам человека и пообещал (сам, не дожидаясь вопроса), например, либерализацию закона "об иностранных агентах". И новые гранты, кстати. "Согласен, в этом деле не все ладно. Нужно подумать, чтобы устранять возникающие недоразумения, — заявил президент. — Не просто вернемся к этому вопросу, а займемся прямо сейчас!" Ну, а из выступлений правозащитников стало понятно, что они поддерживают и позицию Путина по Сирии, и невыдачу Эдварда Сноудена. Ну и что они смогут после этого сказать американскому президенту?
Тут же самый известный российский гей-активист Николай Алексеев неожиданно выступил с критикой американских коллег. Он объявил, что американские ЛГБТ-организации "пытаются захватить власть над движением в России", давили на Human rights watch, чтобы сорвать поездку Алексеева в США, и на университет Гарварда, чтобы отменить его лекцию. "Методы, которыми они действуют, – закулисные и доносные. Они там что-то говорят, что у них есть свобода слова, но нет там никакой свободы слова!" — сказал Алексеев в интервью Slon.ru.
Читайте также:
На Марсовом поле прошел гей-пикет под прикрытием ОМОН
И все это происходит еще и на фоне авторитетного в левых кругах Контрсаммита, где активисты и ученые с мировым именем единодушно осудили возможную военную операцию США против Сирии.
Вот такие совпадения. Вряд ли, конечно, Путин будет ссылаться на Николая Алексеева в беседах с коллегами из других стран G20. Но вот зарубежные журналисты в поисках информации на российских новостных сайтах неизбежно будут натыкаться на это интервью, и само собой получится, что это не российские власти негодяи и затыкают кому-то рот, нет — это американцы затыкают рот, а российские правозащитники сами с Обамой встречаться не хотят, потому что за Сноудена и против нападения на Дамаск.
Как это у Кремля получилось, непонятно. Гадать бессмысленно, способов убеждения множество. Нельзя же прямо утверждать, что всех-де купили. Может, и не купили, может быть, действительно люди одумались, получив президентские гранты, послушали, как Путин спокойно работает с геями, и встали на принципиальные позиции, и нечего им теперь сказать Бараку Обаме, кроме "Руки прочь от Сирии!". А читается все это как "Руки прочь от Путина".
В общем, Москва достойно ответила на отказ Обамы от встречи с Путиным.