Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что государство может начать топливные интервенции на бирже. Может быть продано 1,2 млн тонн топлива, чтобы сбить цены на нефтепродукты в период сбора урожая. Эксперты называют меры запоздалыми.
Федеральная антимонопольная служба договорилась с Минэнерго о возможности продажи нефтепродуктов из госрезерва на топливной бирже. Глава ФАС Игорь Артемьев отметил, что резерв может быть задействован в ближайшее время — в период сбора урожая в отдельных регионах может создаться дефицит топлива.
"У нас нет опасности, что будет неуправляемый какой-то вариант. Есть государственный резерв, причем двойной: госрезерв — секретная информация, сколько в нем лежит, а еще есть открытый второй госрезерв — 1,2 млн тонн", — заявил он на брифинге в рамках "Дня конкуренции в России" в Иркутске, добавив, что все возможные продажи будут осуществляться обязательно через топливную биржу.
По его словам, внебиржевая продажа нефтепродуктов со стороны государства может обернуться злом для всего топливного рынка. Резервы есть не только у правительства, но и у самих компаний — по августовской рекомендации Минэнерго участники рынка должны были нарастить запасы к 1 сентября до 1,7 млн тонн. К 6 сентября на НПЗ и нефтебазах было запасено чуть меньше — 1,6 млн тонн.
Игорь Артемьев назвал торговлю нефтепродуктами через биржу "великолепным инструментом", и эксперты склонны с ним согласиться. Правительство ограничено в способах воздействия на топливные цены, которые уже давно вызывают нарекания у потребителей своим существенным ростом. Одним из способов сбить цены — выход на рынок розничных и мелкооптовых производителей, для которых топливная биржа может быть большим подспорьем.
Читайте также:
Бензин в России подорожает на 10%
Сама по себе топливная биржа — пока достаточно формальное образование. Власти в меру своих сил пытаются стимулировать у компаний к ней интерес, но результаты скромные. Согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго вертикально интегрированные нефтекомпании обязаны продавать на бирже 10% всего произведенного бензина и 5% дизельного топлива. Однако по итогам августа "Газпром нефть", "Лукойл", НК "Альянс" и некоторые другие компании не выполнили требований ведомств.
"Здесь речь идет об очередном этапе ее развития, государство делает попытку сформировать рыночную цену, поработать с себестоимостью у розничных игроков и сформировать биржевой механизм не только на крупнооптовом рынке. Власти пытаются уйти от административных методов воздействия на цены. Это социальная роль биржы, к которой давно пытались подойти с разных сторон", — считает Александр Игнатюк, начальник аналитического управления ИГ "Энергокапитал".
Эксперт также напоминает, что в зарубежной практике, к примеру, в США, государство обычно выступает крупным игроком рынка нефтепродуктов. Основной целью российского правительства, по его словам, является уход от формальных сделок с созвонами между чиновниками и покупателями для заключения сделки, которая должна проходить в условиях "живого" рынка.
"Заявления правительства несколько запоздали — сейчас рынок уже успокоился. Основной ажиотаж был в июле и августе, а сейчас то, что куплено тогда, начинает поступать на нефтебазы и удовлетворять спрос. Конечные потребители в то же время сокращают закупки, мелкооптовые закупщики также следуют этой тенденции. В то же время на НПЗ заканчивается период ремонтов, и предложение будет увеличиваться. В таких обстоятельствах никаких топливных интервенций не потребуется", — уверен Артем Рахманкулов, аналитик КК "ОМТ-Консалт".
Эксперт также добавил, что в резервах правительства, по его данным, наиболее дефицитных АИ92 и АИ95 как раз почти нет. Зато очень много АИ80 и дизеля, но "заливать" рынок этими продуктами, если в них нет особой нужды, нет смысла. Впрочем, меры государства еще могут быть отчасти оправданы тем, что Белоруссия недавно заявила об отмене поставок бензина и дизельного топлива в Россию. Отказ белорусской стороны от ввоза топлива в Россию объясняется существенным ухудшением отношений между Минском и Москвой после скандала с "Уралкалием". Однако, по словам эксперта, уход белорусских игроков, рушивших цены на топливо, с российского рынка будет ему только на пользу.