В РЖД ожидают потери 93,2 млрд рублей при уже одобренной Минфином заморозке тарифов. Компания опять пытается добиться льгот от властей и в противном случае грозится уволить 62 тыс. сотрудников, сократить инвестпрограмму и затраты на ремонт.
РЖД вновь устраивает свою любимую корпоративную забаву — очередную битву за правительственные субсидии и льготы. На этот раз поводом стало нулевое индексирование тарифов — с поручением по подготовке предложений для их заморозки на уровне 2013 года ранее обращался к правительству Дмитрий Медведев. Минфин уже одобрил подобные меры в отношении РЖД, "Россетей" и Газпрома. Минтранс выступает против.
Монополия, про данным ряда СМИ, на такие предложения отреагировала по уже привычному плану: жалобными обещаниями сократить инвестпрограмму в три раза — до уровня 124 млрд рублей (мол, без индексации компания останется и без собственных, и без заемных средств) и угрозами о сокращении 62,1 тыс. сотрудников. В числе других "страшилок" РЖД — риск ухудшения безопасности перевозок и сокращение затрат на ремонт инфраструктуры.
Как видно, глава компании Владимир Якунин совершенно безжалостен по отношению к своим сотрудникам, несмотря на то, что сам чуть было не побывал на их месте. Однако эксперты отмечают, что, во-первых, провести такие массовые увольнения будет не так-то просто, а во-вторых, эти заявления — не более, чем блеф РЖД, надеющейся на дополнительную помощь от государства.
"У них есть коллективный договор, они могут уволить сотрудников лишь с титаническим трудом. А если речь идет о десятках тысяч увольнений — то там начнется Кемерово, девяностый год, толпа народа на рельсах, сидячие забастовки как у шахтеров. Они выведут опять руководителя профсоюзов, который будет бубнить то, что написано. Каждый год все эти разговоры на публику, а решается все на кухне у Путина между ним и Якуниным", — иронизирует Алексей Безбородов, глава ИА "Infranews".
В то же время эксперты отмечают, что внешне у РЖД очень простой и логичный расчет — меньше прибыль, значит, нужно либо сокращать расходы (то есть увольнять людей и сокращать инвестпрограмму), либо увеличивать приток государственных субсидий.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Выездное заседание Городского штаба по благоустройству по вопросу содержания городских территорий, прилегающих к полосе отвода Октябрьской железной дороги.
"То, что компания пытается надавить на жалость — вполне логично. Многие естественные монополии, ценовая политика которых сильно отражается на потребителях, а расходы на поддержание инфраструктуры велики, нуждаются в помощи государства. РЖД, к тому же, является еще и одним из крупнейших российских работодателей, там работает более миллиона людей, и увольнение этих 62 тысяч поднимет общероссийскую безработицу на 0,1% — до 7,3%", — напоминает Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал".
В то же время, компания совершенно напрасно прибедняется — и без замораживания тарифов дефицит ее инвестпрограммы, по данным Минэкономразвития, составил бы в 2014 году 296,6 млрд рублей. Поэтому задумываться о серьезнейшей реструктуризации и повышении своей эффективности РЖД следовало гораздо раньше. Тем страннее выглядят попытки компании переложить всю вину за дефицит на отмену индексации.
Для экономики страны отмена индексации на один год станет большим подспорьем. МЭР ожидает, что за счет одного только этого шага в следующем году удастся добиться роста ВВП не на прогнозные 2,8% (как было бы при индексации тарифов), а на 3%.