"Деловой Петербург". Комиссионки проиграли

Автор фото: Волков Павел
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Магазин Мега стиль секонд хенд. по адресу Оптиков 4

Европейская модель сетевого комиссионного магазина не приживается на рынке Петербурга из–за конкуренции с интернет–площадками и сильными секонд–хендами. В сентябре прекратил работу проект комиссионок "Сова".

В сентябре прекратил работу сетевой проект комиссионных магазинов "Сова". Перебои с работой "Совы" начались еще в августе. Магазины закрылись, а владельцы товаров, отданных на реализацию, не могли забрать ни вещи, ни деньги за них.

Не заплатили за места

Как сообщили в магазине на ул. Генерала Симоняка, проблемы сети вызваны разногласиями с арендодателем. В магазине около станции метро "Удельная" уточнили, что арендодатель повысил арендную плату, после чего работать стало невыгодно и "Сова" вынуждена была съехать. Телефоны руководства недоступны.
Помещения под гипермаркеты "Сова" арендовала у ООО "Агроторг" (входит в X5 Retail Group, управляет сетью универсамов "Пятерочка"). Оба магазина занимали вторые этажи при торговых комплексах "Пятерочка" на Удельном пр., 17, и ул. Генерала Симоняка, 9.
"Между ООО "Агроторг" и ИП Слобожан было заключено два договора аренды, оба договора были расторгнуты по инициативе ООО "Агроторг" в одностороннем порядке с 1 сентября 2013 года, — сообщил Роман Черешнев, старший менеджер по связям с общественностью X5 Retail Group, — причина — задолженность по арендной плате". По его словам, по обоим объектам "Агроторг" уже ведет переговоры с потенциальными арендаторами.

Без фееричных продаж

Проект "Сова" создал предприниматель Александр Слобожан (Campanella Group — сеть оптик и дистрибуция Polaroid) по аналогии с европейским форматом комиссионных магазинов самообслуживания. Так, например, в Финляндии жители реализуют свои вещи через магазины Kirppis.
По замыслу предпринимателя, все желающие продать свои вещи могли арендовать за 100 – 200 рублей небольшой отдел в гипермаркете. "Сова" в этом случае зарабатывала на аренде, а также на комиссии — 1% от суммы продажи вещей. По данным Александра Слобожана, инвестиции в два магазина составили 20 млн рублей. В июне бизнесмен объявил о продаже франшизы своего проекта в других городах России. В целом он рассчитывал открыть до 200 магазинов.
Однако на практике у "Совы" возникли проблемы с выплатами и арендодателю, и работникам, и владельцам вещей. "При стоимости витрины 100 – 200 рублей в день окупаемость такого проекта изначально была под большим вопросом, — говорит Дарья Ядерная, директор департамента аналитики компании Esper Group. — Для сравнения — точка на вещевом рынке может стоить от 4 тыс. рублей в день". По ее расчетам, в этом гипермаркете, при условии что продажи не феерически грандиозные, выручка за день не позволяет покрыть даже аренду помещения.
По оценкам консультанта по недвижимости Astera, ставки аренды на помещение площадью 1 тыс. м2 на Удельном пр. составляют до 700 рублей за 1 м2 в месяц, то есть арендные платежи "Совы" на Удельном пр. за месяц составляют около 70 тыс. рублей.

Онлайн–комиссионки

Тиражировать когда–то популярный формат комиссионного магазина в Петербурге невыгодно, считают эксперты. Для покупок недорогой одежды используют секонд–хенды и стоковые центры.
Сейчас в Петербурге гораздо лучше развит сегмент секонд–хендов. В нем лидируют такие сети, как "ВО!ВА!" (13 магазинов), "МегаСтиль" (шесть гипермаркетов) и "Мир Секонд Хенд" (21 магазин). Так же успешно функционируют сотни безымянных торговых точек.
"В Петербурге потребители давно распробовали секонд–хенды и успешно пользуются ими, у комиссионных магазинов нет никаких явных преимуществ перед нашим форматом", — утверждает директор сети из двух секонд–хендов. По данным рынка, Петербург по количеству магазинов такого формата опережает даже Москву — 460 секонд–хендов против 300 в столице. Продавать же подержанные вещи потребители предпочитают через сервисы бесплатных объявлений на специализированных сайтах и форумах. Таким образом, конкурировать участнику рынка придется не только со сток–центрами, секонд–хендами, но и с интернет–продажами, которые сейчас активно растут (см. комментарий эксперта).
"Для того чтобы комиссионный магазин в Петербурге успешно работал, нужно либо ориентировать продажи на правильную целевую аудиторию, например творческую среду, креативный кластер, либо находить место с недорогой арендой, приобретать его в собственность", — говорит Дарья Ядерная.
Количество выставляемых на продажу товаров в категории "Личные вещи" на нашем сайте стремительно растет. Согласно данным аналитического центра AVITO.ru, только за сентябрь в Петербурге было размещено 316 тыс. новых объявлений о продаже одежды, обуви и других личных вещей. Для сравнения: за сентябрь прошлого года таких объявлений было подано 117 тыс. Таким образом, этот показатель за год вырос почти втрое! По объему категория "Личные вещи" занимает почетное третье место после автомобилей и недвижимости. В этом году средняя цена товара, выставленного на продажу в категории "Личные вещи", составляет 2 тыс. рублей.
Кристоффер Норман
главный операционный директор AVITO.ru