Порты Петербурга и Ленобласти, существенно сократив перевалку нефти и черных металлов, компенсируют потери, энергично наращивая перегрузку угля и минеральных удобрений. Темпы прироста грузооборота, тем не менее, замедлились вдвое.
Темпы прироста грузооборота пяти основных портов Петербурга и Ленинградской области с начала 2013 года замедлились примерно вдвое. Тем не менее мощности не простаивают — вместо черных металлов и нефти местные гавани переваливают уголь.
Минус нефть
За 9 месяцев этого года российские порты, расположенные на побережье Балтики, перегрузили 160 млн т товаров, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: в начале года грузооборот прирастал интенсивнее — на 7 – 8%. Самую большую долю в грузообороте местных портов занимает нефть, а ее перевалка сократилась почти на 25% в сравнении с прошлым годом, следует из статотчетности ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт–Петербурга".
Так, специализирующийся на обработке жидких углеводородов порт Приморск сократил перегрузку сырья на 22%, а расположенный в Высоцке нефтеналивной терминал "Лукойла" почти перестал перекачивать нефть, сосредоточившись на нефтепродуктах, грузооборот по которым возрос на 17%.
Только Усть–Луга нарастила прокачку нефти вдвое. В марте 2012 года здесь заработал нефтяной терминал ООО "Невская трубопроводная компания" мощностью 30 млн т (НТК, конечная точка Балтийской трубопроводной системы — 2), основным владельцем НТК является нефтетрейдер Gunvor Геннадия Тимченко. За прошлый год НТК прокачала примерно 20 млн т нефти, а в этом году, как заявлял ранее генеральный директор компании Константин Хамлай, перевалку планируется увеличить на 20%.
Другой подконтрольный Геннадию Тимченко терминал "Роснефтьбункер" в Усть–Луге в мае этого года запустил третью очередь по перевалке светлых нефтепродуктов. В результате мощность терминала выросла до 20 млн т. За 2012 год он перевалил около 13 млн т, а в этом году может достичь отметки 17 млн т.
По остальной номенклатуре грузов Усть–Луга не демонстрирует впечатляющего роста. Например, перевалка черных металлов упала в этой гавани на 64%, в то время как петербургский порт сократил этот показатель на 20%.
Плюс уголь
Единственный товар, обработка которого стремительно растет во всех портах (за исключением петербургского и приморского), — это уголь. Традиционно экспортный спрос на него возрастает с наступлением осени, и портовики стремятся не упустить момент компенсировать потерю доходов из–за сокращения перевалки других товаров.
Яркий пример перераспределения грузов — Выборгский порт, увеличивший в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом оборот по перевалке угля. "Металлолом вывозится не очень хорошо, зато спрос на уголь растет, и за счет перераспределения грузов у нас увеличивается выручка и прибыль", — говорит генеральный директор ООО "Порт Выборгский" Ольга Лукина.
В ОАО "Морской порт Санкт–Петербург" (МП СПб), входящем в Universal Cargo Logistics Holding (UCL) Владимира Лисина, сообщили, что за 9 месяцев грузооборот стивидорной компании сократился на 14%, до 5,8 млн т. В компании пояснили, что грузооборот сокращается из–за падения спроса на черные металлы, компенсировать которое удалось лишь частично за счет привлечения насыпных и навалочных грузов, в частности минеральных удобрений, их перевалка возросла на 60%. "В результате темпы снижения грузооборота замедлились", — отмечают в МП СПб.
Контейнерная борьба продолжается
Помимо угля положительную динамику демонстрирует перевалка контейнеров. Доминирующим игроком в этом сегменте рынка пока остается петербургский порт, перегружающий почти 98% контейнеров.
Однако с начала 2012 года у него появился серьезный конкурент — Усть–Лужский контейнерный терминал (УЛКТ), принадлежащий Национальной контейнерной компании (НКК), перешедшей в сентябре под контроль международной транспортно–логистической компании Global Ports (GP), объединившей крупных стивидоров Петербурга и области — УЛКТ, "Моби Дик", "Петролеспорт", Первый контейнерный терминал.
С начала этого года в УЛКТ разгружаются суда пяти основных контейнерных линий, заходивших ранее только в петербургский порт, — Maersk Line, CMA CGM, Unifeeder, Hapag Lloyd и Team Lines.
В результате по сравнению с прошлым годом грузооборот УЛКТ вырос примерно в 7 раз, до 21 тыс. TEU (1 TEU равен 20–футовому контейнеру), что составляет примерно 10%–ную загрузку мощностей терминала, способного переваливать 440 тыс. TEU в год.
Главное преимущество УЛКТ — это возможность вывезти груз железнодорожным транспортом, поскольку у петербургских терминалов существуют серьезные проблемы с пропускной способностью железной дороги. Для усиления своего превосходства УЛКТ в сентябре этого года совместно с "дочкой" РЖД — ОАО "ТрансКонтейнер" — запустил из Усть–Луги в Москву регулярный контейнерный поезд.
В НКК рассчитывают, что новый сервис позволит привлечь дополнительные грузы, которые идут сейчас в Россию через порты Риги и Таллина. Незадолго до объявления о слиянии НКК и GP на рынке появилась информация, что Владимир Лисин хочет продать некоторые стивидорные активы. Но пока в UCL возможную сделку не подтверждают.