Реформа выборного законодательства в разгаре — очередную новацию предложил Владимир Жириновский, считающий, что пора ввести ротацию депутатов и сократить их количество. По сегодняшним временам идея вполне может быть подхвачена, ведь вопрос о составе будущих парламентов стоит остро.
Лидера
ЛДПР
Владимира Жириновского уже привыкли воспринимать как человека, с информационных вбросов которого иногда начинаются довольно большие дела. Такая у него роль — запевалы. А если идея не встречает понимания — с Жириновского взятки гладки. На этот раз он выдал два предложения: во-первых, ввести механизм ротации депутатов на 10 процентов ежегодно. За созыв таким образом сменится до половины парламента. Ротировать можно, считает он, и спикеров (на год), и даже руководство партий (на один созыв). Вторая идея, если не заработает ротация — сокращение численности депутатов. "В Госдуме достаточно 200 депутатов, региональным парламентам достаточно 20, на уровне муниципалитетов достаточно 5 депутатов. Тогда мы сэкономим деньги", — заявил Жириновский.
Сделанное на пересечении проблемы с бюджетами и обсуждением очередной реформы системы выборов, последнее утверждение выглядит вполне логичным. Конечно, это публичное заявление о том, что парламент в наши дни никакой особенной роли не играет, и представлять избирателей не должен, но это в общем констатация факта. На содержание Госдумы тратится сейчас чуть больше 7 млрд рублей, на петербургский ЗакС — 1,1 млрд, а власти ищут любой способ сэкономить.
А в самих парламентах вовсю обсуждаются очертания будущих выборов. На днях Госдума приняла во втором чтении законопроект о переводе выборов на частично мажоритарную систему, и при этом разрешила Москве и Петербургу перейти на 100-процентные выборы по одномандатным округам. В остальных регионах одномандатников будет 75%, оставшаяся четверть пойдет по партспискам.
Ожидается, что в Москве этот переход состоится. Как будет в Петербурге, пока не решено, у нас выборы, в отличие от столицы, не в будущем году, время еще есть. Эксперты утверждают, что новая система даст в итоге преимущество "Единой России", потому что по одномандатным округам легче победить, скрыв при этом принадлежность к партии власти (такая маскировка сейчас норма). Ведь неважно, как называется избирательное объединение и есть ли оно вообще, важен размер фракции после выборов.
Минус в том, что мажоритарная система труднее поддается контролю. Интересы партий в регионах — понятие довольно условное, куда важнее принадлежность к клану. Есть не только интересы избирателей, но и интересы самих парламентариев. Рядовые депутаты заинтересованы, наоборот, в расширении численного состава — больше шансов избраться. А вот для руководства ЗакСа и исполнительной власти ключевой вопрос состоит в управляемости парламента. С этой точки зрения он должен быть компактным и состоять из большинства нехаризматичных и неавторитетных людей, обязанных своим избранием начальству. И этот фактор даже важнее, чем партийные интересы.
Не все депутаты заинтересованы в одномандатных округах — ведь хотя известно, что "ветерану" куда проще "удержать" свой округ, действующий созыв сильно обновился, и "ветеранов" в нем немного. К тому же существующая в Петербурге оригинальная полупропорциональная система выборов привела к тому, что привязка народных избранников к округам тоже пунктирна — где-то в округе вообще нет депутата, а где-то их двое и даже трое. При строго одномандатных выборах возникает, например, коллизия с сенатором Вадимом Тюльпановым и депутатом Виталием Милоновым, выходцами с одного и того же округа. Тюльпанов, если захочет продолжения карьеры в Совфеде, должен будет баллотироваться сначала в Петербурге, и как он разделит в таком случае территорию с бывшим помощником, неизвестно. У кого-то из них неизбежно возникнут проблемы.
Выборы
одномандатников руководству сложнее контролировать — кто на них победит, неизвестно, и возникает риск получить своенравный парламент из "харизматиков". Сложность выбора в том, что "безликие" кандидаты имеют меньше шансов победить. Все это накладывается на стоящую пока в тени громаду "Народного фронта", который пока неясно, как поведет себя на выборах, а также на огромное количество новых партий и усиление непарламентской оппозиции, способных, как показала практика последней кампании, иногда неожиданно "выстреливать". Тем более у власти явно есть опасения, что при усиливающемся финансово-экономическом кризисе даже лояльные парламенты могут начать бунтовать.
В таких условиях предложения Владимира Жириновского могут вызвать интерес. Ротация, может быть, не в таких масштабах, как он предлагает, но позволит "выбрасывать" из парламентов "лишних" и проштрафившихся народных избранников, а сокращение штатного состава не просто даст экономию, но и приведет к большей контролируемости законодательной власти. Хотя, конечно, для начала все будут смотреть на пример выборов в Мосгордуму и других региональных ЗакСов, а в Петербурге — на муниципальные выборы-2014. От их исхода во многом будет зависеть уровень радикальности дальнейших реформ.