16:2818 ноября 201316:28
3714просмотров
16:2818 ноября 2013
Михаил Сапего распрощался с заводом "Арсенал". Новые собственники предприятия — деловые партнеры Михаила Гуцериева и Андрея Березина. Теперь завод ожидают либо крупные контракты, либо редевелопмент.
У машиностроительного завода "Арсенал" в начале ноября сменился состав акционеров. Один из крупнейших собственников предприятия Михаил Сапего продал свой пакет акций. Как следует из отчетов ОАО "МЗ Арсенал", новыми владельцами стали бизнесмены Феликс Длин (23,06% акций), Иван Казачинский (21,38%) и Сергей Ивлиев (18,61%). Мнения экспертов о судьбе завода расходятся. Одни считают, что его ждет редевелопмент, другие прогнозируют крупные гособоронзаказы.
Тесные связи
Феликс Длин — давний партнер основателя "РуссНефти" Михаила Гуцериева и владеет 24% акций этой нефтяной компании. В июне этого года он выкупил их у АФК "Система", еще 25% акций тогда же купил племянник Михаила Гуцериева Михаил Шишханов. В пресс–службе "РуссНефти" на запрос "ДП" не ответили.
Новых собственников "Арсенала" объединяет общий деловой партнер — известный девелопер и совладелец ОАО "Светлана" Андрей Березин. Согласно СПАРК, Феликс Длин ранее владел 25% ООО "Приморский трест", а сейчас такой же пакет этой компании принадлежит Андрею Березину. Вместе с Иваном Казачинским Березин входит в состав совета директоров завода медтехники "Красногвардеец". Сергей Ивлиев — генеральный директор ДЦ "Кантемировский", где Андрей Березин также входит в состав совета директоров. Партнеров связывает недавняя громкая сделка — выкуп части имущественного комплекса ОАО "Светлана" ООО "Квант". 20% акций "Кванта" принадлежит ООО "Гранд". По СПАРК, ранее совладельцами ООО "Гранд" (50%) выступали Андрей Березин и ООО "Грин Пойнт" (50%), которым руководит Феликс Длин. "Об этой сделке (по заводу "Арсенал". — "ДП") мне ничего не известно. Я там не участвую", — заявил "ДП" Андрей Березин.
В "Арсенале" от комментариев отказались. Иван Казачинский заявил, что не готов комментировать сделку. Телефон председателя совета директоров "Арсенала" Михаила Сапего не отвечал. Комитет по промышленности Смольного в курсе смены собственников предприятия, но о планах развития чиновникам пока ничего не известно.
Акционерные войны
"Арсенал" — основной производитель космической техники в СЗФО. На его долю приходится примерно 10% общего объема гособоронзаказа региона. Фактически предприятие состоит из двух юридических лиц: ФГУП "КБ "Арсенал" и ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал". Суммарный годовой оборот этих предприятий составляет не менее 7 млрд рублей. Почти 95% продукции завода имеет оборонное назначение. В КБ работают около 700 человек, еще 2400 — на заводе.
Кадровые и акционерные перестановки почти ежегодно сотрясают "Арсенал". Один из самых громких конфликтов случился в прошлом году — из числа акционеров вышел бывший генеральный директор Сергей Королев, который еще в 2008 году покинул совет директоров предприятия. Его тогда обвинили в попытке якобы ликвидировать завод и продать имущество.
После выхода Сергея Королева из состава акционеров "Арсенал" получил заказ от Минобороны стоимостью 3 млрд рублей на срок до 2015 года.
Не исключено, что и нынешние изменения в составе собственников связаны с тем, что завод рассчитывает на крупные госконтракты.
В прошлом году источники на заводе сообщали, что "Арсенал" собирается получить доход 5,4 млрд рублей по итогам 2013 года, из них 2,9 млрд заработать на поставках артиллерийских систем для Военно–морского флота РФ.
"Суть таких конфликтов заключается в вопросе контроля доходов от бизнеса и владения собственностью, — говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". — Зачастую участники таких конфликтов имеют разные взгляды на стратегию развития бизнеса. Не исключено, что этот фактор также имел место в прежнем конфликте акционеров "Арсенала", из–за чего противостояние принимало порой жесткие формы".
Учитывая профиль предприятия, Дмитрий Баранов не исключает, что в разрешении конфликта участвовали федеральные власти.
Земельные перспективы
Площадка "Арсенала" — лакомый кусок для девелоперов. Завод и КБ занимают около 40 га. В процессе реструктуризации производства часть площадей на "Арсенале" высвободилась, и территории, выходящие на Неву, сейчас не задействованы. Около 6 тыс. м2 корпусов занимает склад.
Сейчас вся территория завода относится к зоне многофункциональной застройки с включением объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры и общественно–деловой функции. Более того, часть участка, выходящая к Неве, значится как зона регулируемой застройки. По ул. Комсомола имеются старые производственные здания, охраняемые КГИОП. На территории завода есть также и несколько зданий–памятников — в частности, кузня, построенная по проекту архитектора Тона. Внутри заводского квартала расположена послевоенная застройка без исторических обременений.
До кризиса у руководства завода были мысли о выводе предприятия из центра города. Участники рынка рассказали, что собственники завода подбирали участок на окраине. Однако до дела так и не дошло из–за экономической нестабильности в стране, страха потерять заказы и дороговизны самого переезда.
"Территорию "Арсенала" надо развивать только в совокупности с соседними участками. А поскольку предприятие прибыльное, о масштабном редевелопменте речи быть не может", — говорит один из источников "ДП".
Через 2 года по соседству с "Арсеналом" освободится участок площадью 4,5 га — тюрьма Кресты переедет в Колпино. Эксперты считают, что оптимально развивать эти участки в едином комплексе.
“
Конфликт сотрясал предприятие несколько лет и не пошел ему на пользу. Смена собственника, скорее всего, связана с задачей создания интегрированного ракетно–космического холдинга, которым занимается вице–премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Власти решили изменить всю цепочку так, чтобы на заводах была единая система управления и понятные собственники, которые смогут договориться о НИОКРах, ценах. Сколько спутников потеряли в последнее время? А все потому, что предприятия отрасли разрозненны. В каждом своя структура управления, свои правила. И концов не найти.
Сергей Цыбуков
генеральный директор НПО "Комсомольская правда"
“
Мы очень заинтересованы в том, чтобы весь район вокруг Финляндского вокзала, реконструкцией которого мы занимаемся, со временем избавился от промышленности. Это вполне решаемая задача. Хотя на смену функционального назначения территорий заводов в районе вокзала может уйти 5 – 10 лет, а на их вывод — и того больше. С руководством "Арсенала" мы готовы обсуждать идеи комплексного редевелопмента района. Но до сих пор там шла корпоративная война, и общаться было просто не с кем.
Александр Шарапов
Президент Гк Nai Becar