Не успели ретейлеры приучить покупателей к онлайн–торговле, как те переключились на иностранные интернет–магазины. Повышение налогов не останавливает отток покупателей. По прогнозам, в 2013 году россияне оставят в зарубежных интернет-магазинах в два раза больше денег, чем в прошлом.
Как следует из исследования "Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России", проведенного Высшей школой экономики, 3 года назад среднестатистический россиянин впервые начал покупать технику и электронику в отечественных интернет–магазинах. Год спустя там же он купил себе одежду. А еще через год те же покупатели открыли для себя иностранные интернет–магазины: 37% опрошенных стали покупать там электронику, а больше половины — одежду и обувь. На очереди — товары для детей.
Как признается Надежда Киселева, начальник управления по связям с общественностью ГК "Детский мир", одна из наиболее активных аудиторий интернет–магазинов — молодые родители, которые заказывают товары не только в России, но и за границей.
Для российских магазинов все это оборачивается усилением и без того немаленькой конкуренции.
Деньги утекают за рубеж
По заверениям большинства ретейлеров, конкуренция с Amazon, ebay.com, Aliexpress.com и другими гигантами едва ощутима. В доказательство приводят данные по приросту объемов интернет–торговли в этом году: "Юлмарт" за 9 месяцев увеличил оборот на 70%, продажи Sela выросли в 2 раза, продажи "Аудиомании" в Петербурге и области показали прирост на 11,2%. Однако в абсолютных показателях картина выглядит не так радужно. По данным Data Insight, объем розничной электронной торговли в 2012 году достиг 405 млрд рублей. При этом суммарные продажи зарубежных онлайн–ретейлеров в России составляли 45 млрд рублей. "Российский бюджет за счет этого недополучил примерно 6,86 млрд рублей НДС и еще около 2,5 млрд рублей ввозных пошлин", — подсчитал Артем Шильников, совладелец интернет–магазина GADS.RU.
По прогнозам на этот год, в иностранных магазинах россияне оставят в 2 раза больше средств, чем в прошлом. "Нельзя недооценивать компетенцию, колоссальный опыт в онлайн–продажах и огромный ассортимент товаров, который вообще не представлен в нашей стране", — говорит Андрей Кашуба, руководитель направления интернет–коммерции компании "Евросеть". "В Европе на онлайн–торговлю приходится 6% и это просто дополнительный канал продаж, в России доля может быть больше из–за значительной разницы в цене с зарубежными магазинами", — говорит Роман Ротблат, руководитель ГК "Буду мамой".
Неконкурентный ассортимент
Стоимость товаров может отличаться в разы в российском и в зарубежном магазине, но при этом, по данным "Почты России", средний счет 45% покупателей не превышает 100 евро. "За рубежом берут все недорогое, сложную технику — в меньшей степени, — отмечает Всеволод Страх, генеральный директор "Сотмаркета". — Для большинства покупателей по–прежнему принципиален вопрос гарантии на товары, кроме того, при покупке дорогого гаджета в иностранном магазине вам никто не даст гарантии, что он по пути не потеряется и не разобьется". "Я не представляю себе человека, который будет покупать телевизор в зарубежном интернет–магазине, то же самое относится к крупногабаритной компьютерной технике, подвержены конкуренции гаджеты, особенно такие, которых нет у российских ретейлеров", — говорит Брайан Кин, директор по коммуникациям компании "Юлмарт". По словам коммерческого директора 003.ru Сергея Черемисина, ассортимент в зарубежных магазинах подчас в десятки раз больше, чем у российских игроков, например, у того же Amazon.com ассортимент насчитывает до 10 млн товаров.
Средний счет у местных ретейлеров варьируется от 3,5 тыс. до 15 тыс. рублей в зависимости от специализации магазина.
Решение проблем
Меры по снижению порога беспошлинного ввоза недостаточно для решения проблемы оттока покупателей, считают ретейлеры. "Недавняя инициатива по внедрению таможенного сбора от 1 до 10% погоды на рынке не сделает, ощутимым было бы повышение до 20 – 30%", — говорит Роман Ротблат, однако более эффективной мерой он считает снижение издержек для розничной торговли.
"Я не очень верю, что государство будет менять систему налогообложения ради одного, прямо скажем, небольшого рынка", — говорит Всеволод Страх.
"Главное, не чинить препятствий, с конкуренцией мы справимся сами", — оптимистичен Эдуард Остроброд, вице–президент Sela. По его наблюдениям, западные интернет–магазины пользуются популярностью только в крупных городах, интернет–магазин Sela успешно работает в регионах.
“
Наш покупатель в Рунете сильно отличается от западного: он долго выбирает, много сравнивает, прежде чем сделать покупку. Российские онлайн–ретейлеры, которые работают на рынке уже не один год, хорошо также знакомы с проблемами внутрироссийской логистики и нелюбовью покупателей оплачивать товар картами и электронными деньгами. Дополнительное налогообложение могло бы нам помочь конкурировать с зарубежными магазинами, кроме того, необходимо скорейшее качественное улучшение работы "Почты России", развитие дорожной инфраструктуры в стране.
Иван Куц
директор по инновационным разработкам компании "Аудиомания"