10:3003 декабря 201310:30
138просмотров
10:3003 декабря 2013
Последние несколько лет разница между доходами в госсекторе и коммерческих компаниях уменьшается. И хотя эксперты не подтверждают массового перехода работников на госслужбу или в государственные компании, тем не менее они отмечают, что все чаще при выборе места работы главным критерием для россиян становится стабильность, обеспечить которую, по их мнению, может только государство.
Конечно, говорить о том, что в госсекторе платят больше, чем в коммерческом, пока не приходится, отмечают опрошенные dp.ru эксперты рынка труда.
"Разница между зарплатами в государственных компаниях и коммерческих иностранных компаниях технической сферы может быть существенной — до 30–40% в пользу коммерческих", — замечает Феликс Кугель, вице–президент и управляющий директор ManpowerGroup по России и СНГ. Но вот если сравнивать российские малые коммерческие компании и государственные, то, по его словам, разница уменьшается.
"Средний оклад в коммерческом секторе, несомненно, выше (за исключением служащих федеральных государственных органов), — соглашается Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, — но за счет надбавок и премий зарплата в госсекторе может находиться на рыночном уровне или даже превышать его".
По крайней мере, замечает Юлия Пустовалова, менеджер по исследованиям заработных плат Adecco Group Russia, если сравнивать российские коммерческие компании и государственные организации, то заработные платы, например, юристов, бухгалтеров, экономистов, административного персонала находятся примерно на одном уровне.
По данным
Росстат
а, средняя зарплата чиновника в Петербурге оценивается сегодня в 66,9 тыс. рублей в месяц, средняя зарплата госслужащего федерального уровня в сентябре достигла 81,6 тыс. рублей, что сравнимо со средними зарплатами специалистов и, в случае с небольшими российскими компаниями, даже топ–менеджеров. Так, по данным консалтинговой HR–компании CASE, зарплаты специалистов в коммерческих компаниях варьируются от 30 тыс. до 90 тыс. рублей, топ–менеджеров — от 90 тыс. до 600 тыс. рублей и выше.
Что касается средней зарплаты школьных учителей, педагогов, врачей, социальных работников и т. д., то, по мнению Кристины Воскресенской, руководителя отдела по массовому подбору персонала "Coleman Services — Санкт–Петербург", они на 8–10% ниже средней заработной платы по Петербургу, которая составляет сегодня, по данным "Петростата", 37,3 тыс. рублей в месяц (см. "Цифру").
Не все коту масленица
Яна Клементовичус
, директор
Высшей экономической школы СПбГЭУ, считает, что есть смысл сравнивать зарплаты только по должностям: показатели среднего уровня зарплат частного бизнеса и госсектора не имеют смысла, так что это сравнение ничего не дает.
Затруднился оценить разницу, но по другой причине, и Алексей Зеленцов, региональный директор по Северо–Западу кадрового холдинга "АНКОР". "Определять размер этого разрыва — дело неблагодарное, — считает он. — Если по госструктурам можно вывести среднее значение для сравнения, то по коммерческим компаниям это не представляется возможным из–за большого разброса зарплат в зависимости от сектора экономики. Но с уверенностью можно сказать, что если за последние 2 года этот разрыв как минимум не увеличивался, то в 2014 году картина изменится".
По словам Алексея Зеленцова, изменится она потому, что до 1 января 2015 года для многих госслужащих индексация зарплат на уровень инфляции будет приостановлена. В ноябре соответствующий закон принят Госдумой в третьем чтении. Он коснется федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих Вооруженных Сил РФ и внутренних войск МВД России, сотрудников органов внутренних дел РФ и иных правоохранительных органов, помощников членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
Однако сложно говорить о том, что эта заморозка роста зарплат вновь увеличит разрыв с коммерческими компаниями. По данным job–портала HeadHunter, только половина российских работодателей (главным образом крупных — с численностью персонала 1–3 тыс. человек) намерены в 2014 году индексировать зарплаты работникам (но не более чем на 5%). При этом только 18% респондентов намереваются поднимать зарплату всем сотрудникам, а большинство (41%) — лишь отдельным работникам.
Кроме того, как замечает Евгений Ли, руководитель департамента по массовому подбору персонала Adecco Group Russia в Петербурге, заморозка индексации в госструктурах коснется только определенной категории работников. В целом же в 2014 году эксперт ожидает роста зарплат в государственных организациях хоть и немного, но выше уровня официальной инфляции — на 6,5%.
Переждать кризис
По данным опроса исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru летом 2013 года, больше половины опрошенных экономически активных россиян хотели бы работать на госслужбе. Причем как старшее поколение (57%), так и молодежь до 24 лет (58%). Как замечают аналитики, особым стремлением к госслужбе отличаются респонденты с ежемесячным доходом до 25 тыс. рублей (61%) и 25–35 тыс. рублей (60%). Но если этот опрос показывает процент желающих, то данные Службы исследований HeadHunter зафиксировали увеличение доли резюме соискателей, ориентированных на государственную службу. Причем, как замечает директор HeadHunter в Петербурге Юлия Сахарова, количество резюме превысило число публикуемых вакансий почти в 4 раза.
"Действительно, в последнее время бытует мнение, что привлекательность работы в госсекторе стала более заметна. Я соглашусь с этим, — говорит Кристина Воскресенская. — На мой взгляд, это происходит из–за того, что именно в государственных структурах занятость более стабильна, а также потому, что там происходит регулярная индексация заработной платы". Немаловажный аргумент в пользу госструктур, по ее мнению, — это белая зарплата, так как в частных компаниях, особенно после усиления налоговой нагрузки, более популярны серые схемы выплат.
Ольга Копылова, руководитель отдела по подбору персонала рекрутинговой компании Kelly Services, среди причин привлекательности работы на государство называет социальную поддержку: льготы, доплаты за стаж, стабильность.
"Сложно сказать, что все рвутся на позиции госслужащих, тем более на уровень исполнителя, — сомневается Яна Клементовичус. — Но точно есть тренд, когда молодые специалисты стремятся попасть на работу в крупные корпорации с государственным участием — такие, например, как "Газпром". Также наблюдается миграция людей из бизнеса, которые состоялись как специалисты и видят в госслужбе свое развитие. Но это высокий управленческий уровень, а не исполнительский". С тем, что все больше специалистов приходят из бизнеса в госструктуры, Ольга Копылова соглашается и добавляет, что мотивация у таких людей совсем не денежная.
По данным недавнего опроса HeadHunter, в госслужбе соискателей привлекает в первую очередь стабильность (62% ответов респондентов), возможность завести полезные знакомства (34%) и возможность помочь людям (24% ответов).
Как посмотреть
Эксперты по–разному оценили то, насколько сильно влияет сегодня государство как работодатель на рынок труда. Большинство считает, что его влияние в первую очередь выражается в программах по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
"Государство развивает службы занятости и биржи труда, стимулирует инвестиции в экономику, что ведет к созданию новых рабочих мест, поддерживает программы предпринимательства. Все это влияет на рынок труда, у россиян появляется больше возможностей для развития и заработка", — поясняет Ольга Копылова.
Юлия Сахарова полагает, что пока государство еще не оказывает ощутимого влияния на рынок труда ни по количеству вакансий, ни по средним предлагаемым зарплатам. По ее мнению, его влияние в большей степени чувствуется в законодательных актах и указах — от запрета на публикацию вакансий с указанием возраста, увеличения бюджетных мест в технических вузах, пенсионного возраста до поправок в Трудовой кодекс.
Впрочем, есть и те, кто считает, что влияние сильно и более того — вредит экономике. "Понятно, что рост зарплат в госсекторе, причем неравноценный (чиновникам одно, учителям другое), — это догонялки государства за средними зарплатами. Но эта гонка, к сожалению, оторвана от реальной производительности труда и не обоснована экономическими показателями", — замечает эксперт на условиях анонимности.