Чиновники насчитали в Петербурге 272 базовых предприятия, составляющих, по их мнениих, основу экономики региона. Dp.ru составил большую карту промышленности Петербурга и поговорил с бизнесменами о преимуществах и недостатках работы в нашем городе.
В список базовых предприятий города комитет по промышленной политике и инновациям включил более 250 наименований. По закону РФ базовыми считают "репрезентативно отобранные предприятия, на которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров и услуг".
Если разделить предприятия из списка комитета по специализациям, получается своеобразный рейтинг. По нему, мощная основа петербургской промышленности – это производство оптики и электрооборудования. Таких базовых заводов в городе набралось больше 60. За ними следуют 30 заводов по производству различных машин и оборудования для них. На третьем месте две отрасли: более 20 заводов для производства продуктов, напитков и табака и предприятий автомобильного кластера. 10 и более базовых заводов в Петербурге представляю швейно-текстильное производство, распределение газа, воды и электроэнергии, резины и пластмассы и минеральных продуктов, а также химическое производство и металлургию. Интересно, что сюда же попало ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс", издатель газеты "Деловой Петербург", с адресом редакции. В результате dp.ru пришлось значительно доработать список базовых предприятий, поскольку чиновники в комитете по промышленности не знали, где предприятия располагают свои производства, а свою базу составили исключительно на основании юридических адресов компаний. При этом в комитете порекомендовали обратиться в Петростат, куда редакция направила официальный запрос. После нескольких дней раздумий сотрудники Петростата связались с корреспондентом dp.ru и предложили ему составить список кодов ОКВЭД, на основании которых в Петростате смогут составить список предприятий. Таким образом, список производств, составленный редакций, является уникальным. Ни в одном из ведомств аналогичного списка не оказалось.
Не опираться на офисы
Последний тренд экономической политики города — ориентация на развитие производства вместо сферы услуг. Губернатор города Георгий Полтавченко даже заявил, что "выдворять" заводы и предприятия в пригороды и строить на их месте жилые комплексы никто не собирается.
Позже Максим
Мейксин
, председатель комитета по промышленной политике и инновациям, добавил, что предприниматели могут больше не опасаться, что их выселят. Исключением могут быть только заводы, которые вредят экологии. Но и на их месте нужно строить не жилье, а новые заводы. "Город не может опираться только на работу офисов и сферы услуг, потому что такая экономика обрушится в кризисной ситуации", — отметил Мейксин.
Заботы не заметили
Улучшения климата в бизнес-среде или проявления какой-то особой заботы со стороны чиновников представители петербургской базовой промышленности тоже пока не заметили. Зато свои новые сложности появились в каждой отрасли.
Алкогольную промышленность серьезно "лихорадит" из-за того, что государство начало резко поднимать ставки на акцизы. В "Ладоге" эту меру считают необоснованной. "Падение рынка только за этот год составляет от 12% до 24% в зависимости от вида продукции", - отмечают на заводе. Положение непосредственно "Ладоги" в отрасли лучше, чем в среднем по предприятиям - снижение объемов производства составило всего около 8%. На "Балтике-Санкт-Петербург" тоже намекнули на то, что особой заботы властей о базовом городском заводе не заметили. "Текущая ситуация в нашей отрасли такова, что крупнейший в России и Восточной Европе пивоваренный завод не загружен на 100%", - отметил Юрий Чентырев, директор завода.
Свои проблемы и у производителей одежды. По наблюдением маркетологов фабрики "Салют", в январе-феврале 2014 году рост производства составил 5%, по сравнению с 2013 годом, но при этом прибыль снизилась на 15%. "Возросли расходы, связанные с сертификацией продукции для детей, так как сейчас ужесточаются требования к продукции отечественных производителей детских товаров. В то же время, контроль над ввозом импортных товаров детского ассортимента отсутствует", - поясняют на производстве.
Непредсказуемость российской экономики отмечают промышленники во всех областях. На молочных производствах сообщают, что не могут прогнозировать продажи в данных условиях. По их словам, долгосрочное планирование в нынешней ситуации практически невозможно. Более чем десять представителей заводов отметили в беседе с dp.ru, что из-за роста курса евро подорожало импортное сырье и комплектующие, у которых нет российских аналогов, и растут арендные ставки. "Увеличиваются издержки, повышается себестоимость продукции, следовательно, снижается прибыль", - отмечают на фабрике "Салют". При этом увеличивать розничные цены фабрика не может, поскольку боится проиграть в таком случае в жесткой конкурентной борьбе.
Ту же тенденцию отмечают и в кондитерском производстве. "На протяжении 2013 года стоимость как материальных, так и нематериальных ресурсов только увеличивалась. Затраты на энергию, сырье, транспорт, упаковочные материалы и другие статьи расходов неизбежно росли", - добавляют в "Оркла Брэндс Россия".
У косметических производств тенденции начала 2014 года тоже вызывает опасения. "Покупательская способность населения падает, и это не может не отражаться на нашем бизнесе", - отметили в "Юникосметик" (Estel). Еще в двух компаниях dp.ru заявили, что из-за отсутствия каких-либо льгот со стороны чиновников и падения покупательской способности подумывают о снижении производства.
Хорошо дела идут только у крупных промышленников, которых комитет по промышленности относит к категории производства машин и оборудования. Так, ЗАО "Ижорский трубный завод" отмечает рост объема производства на 1,3%, до 320 тыс. тонн труб в 2013 году. Спрос на трубы большого диаметра со стороны нефтегазового сектора растет. К тому же завод задействован в строительстве газопроводов "Южный коридор", "Средняя Азия-Китай", "Бованенкого - Ухта" и трубопроводной системы "Заполярье-Пурпе", а также поставляет 100 тыс. тонн труб для морского участка газопровода "Южный поток".
В "Силовых машинах" dp.ru высказали аналогичный позитивный настрой. За первое полугодие 2013 года выручка компании составила почти $1 млн долларов, что на 6% больше 2012 года. Чистая прибыль за половину 2013 года выросла на 21%, операционная - на 30%.
ЗАО "Петербургский тракторный завод" тоже не жалуется на недостаток заказов, несмотря на то, что объемы производства сельскохозяйственной техники в России за последний год сократились на 30% и, по оценкам экспертов, падение продолжится. "Снижение обусловлено ростом тарифов на электроэнергию, удорожанием кредитов и непродуманной государственной политикой в сельском хозяйстве и экономике в целом", - считают на заводе. Но сам тракторный завод в 2014 год вошел с уже сформированным портфелем заказов, во многом благодаря ОАО "Росагролизинг". В рамках одной только совместной программы обновления сельскохозяйственной техники "Петербургский тракторный завод" поставил тракторы "Кировец" на 510 млн рублей.
Первым делом — не самолеты
Dp.ru опросил руководителей крупнейших предприятий. Как выяснилось, не все разделяют оптимизм смольнинских чиновников города по поводу сохранения производства в черте города.
“
Преимущество размещения предприятия в Петербурге — это вопрос логистики: близко расположены объекты портовой инфраструктуры, развита сеть автомобильных и железных дорог. В городе высокий потенциал квалифицированных кадров, без которых выпуск высокотехнологичной продукции невозможен. В нашем случае в Колпинском районе к тому же располагается широкополосный стан Листопрокатного цеха № 3 ЧерМК "Северсталь", что обеспечивает непрерывность технологической цепочки.
Виталий Моторин
директор по производству трубного проката дивизиона "Северсталь — Российская сталь"
“
В Петербурге крайне сложно развивать производство и инвестировать в новые площадки в связи с действующим законом о правилах землепользования и застройки. Мы знаем примеры, когда производство находится в индустриальной зоне, но формально относится к Петербургу и это вызывает ряд проблем. В Ленобласти больше возможностей для развития, но часто предлагаемые места для организации производственных площадок находятся в индустриальных зонах, в которых инфраструктура недостаточно развита.
Светлана Родионова
директор по управлению цепями поставок Tikkurila в России
“
Сегодня конечно же выгоднее содержать производство в Ленобласти. Там ниже издержки, ниже зарплата сотрудникам. Тем более сейчас в промышленности сложный период, издержки растут. Это связано с подорожанием евро, а значит, и импортного сырья и комплектующих. В нашем случае проблемы создает и ужесточение требований к сертификации продукции для детей отечественных производителей. При этом контроль за ввозом аналогичных импортных товаров отсутствует.
Жанна Лоншакова
директор по маркетингу ЗАО "Салют"
“
Выгоднее иметь производственную площадку там, где возможно получение ресурсов (вода, электроэнергия) по оптимальной цене и где есть поддержка со стороны региональных властей. Ленобласть в этой части наиболее конкурентоспособна по сравнению с городом, поэтому многие производители уходят именно туда. У нашей компании нет планов по переносу производственной площадки, ведь на территории завода "Балтика — Санкт–Петербург" располагается и штаб–квартира компании.
Юрий Чентырев
директор завода "Балтика — Санкт–Петербург"
“
Для предприятий алкогольной отрасли с точки зрения каких–либо преференций неважно, где содержать производство — в самом городе или в области: как известно, для алкогольных производителей согласно законодательству не предусмотрены налоговые льготы. Но Петербург гораздо перспективнее области в плане рынка труда. Поиск квалифицированных кадров здесь проходит более результативно.
Вениамин Грабар
президент ОАО "Промышленная группа "Ладога"
“
Площадка в Петербурге имеет ряд преимуществ. Это и близость к центру города, и развитая дорожно–транспортная инфраструктура. Так, Кировский завод располагает собственным выходом к Финскому заливу, вдоль которого на 2,5 км протянулись набережные и оборудованные причалы. Есть доступ к железнодорожным путям, а также собственные энергоисточники и другие инфраструктурные объекты, необходимые для реализации производственных проектов.
Андрей Ефимов
заместитель директора ЗАО "Петербургский тракторный завод"
“
Для крупного производства, завязанного на логистику, местонахождение в черте города, особенно в центре, создает целый ряд трудностей. Это и ограничения в подаче грузового автотранспорта, и недостаток складских помещений, и шум и возможные запахи, мешающие жителям. Разумеется, в Ленобласти подобные проблемы решаются эффективнее и проще.
Юлия Вебер–Чубайс
директор по корпоративным вопросам ОАО "Оркла Брэндс Россия"
“
У компании две площадки в Петербурге. Недалеко от основной производственной площадки сейчас идет реконструкция путепровода Пискаревский пр. — пр. Непокоренных. Это усложняет работу. Вторая площадка расположена в Колпино. При этом транспортная ситуация в этом районе очень сложная, фактически в Колпино есть одна узкая дорога. Заявленная комитетом по транспорту реконструкция Финляндской ул. до сих пор не начата, и это сильно усложняет процесс развития этой площадки.
Константин Волков
исполнительный директор ООО "Юникосметик" (Estel)
“
Выгода расположения завода зависит от того, каков его профиль, какие ресурсы нужны. Если требуются большие территории, то лучше искать их там, где они дешевле, например в области. Если есть инвестиционные выгоды, возможно размещение в городе. Если нужны специалисты в области микроэлектроники, то в области их точно не найти. Для моего производства вообще самое выгодное место — Воронеж. Наши приборы не массового производства, а там меньше энергозатраты и т. д.
Сергей Бодрунов
совладелец корпорации "Аэрокосмическое оборудование"