10:5226 февраля 201410:52
75просмотров
10:5226 февраля 2014
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко рассказал об итогах исполнения консолидированного бюджета за 2013 год, источниках пополнения областной казны, планах на 2014 год и, как государство может эффективно заработать на инфраструктурных проектах.
Александр Юрьевич, как Ленобласть закрыла финансовый год?
— Мы выполнили бюджет по доходам на 100% от плановых значений, и это очень хороший показатель. Нам удалось получить доходы по всем основным видам налогов, даже по тем, которые казались достаточно сложными. Мы получили налог на прибыль организаций 26,9 млрд рублей, это больше уровня 2012 года, когда мы собрали 26,4 млрд. Учитывая, что в целом по России наблюдается тенденция по снижению налога на прибыль, нам удалось удержать его и даже увеличить сборы. Хотя, конечно, это несколько меньше, чем мы планировали: план выполнили на 98,4%. У нас приличный рост по налогу на доходы физических лиц: мы получили в 2013 году 25,8 млрд рублей, тогда как в 2012 году — 23,3 млрд рублей. Здесь мы выполнили план на 100,4%.
Хочу еще на одной цифре остановиться, она для нас рекордная: мы впервые преодолели сумму 7,2 млрдрублей по платежам за использование земельных ресурсов. Это арендная плата за земельные участки, продажу земли и земельный налог.
Резкий рост произошел по налогу на имущество юридических лиц. Это связано с тем, что с 2013 года естественные монополии начали платить налог на имущество. Пока он составляет 0,4%, но с каждым годом ставка будет возрастать и в итоге к 2019 году достигнет 2%. В последние годы в области было очень много строек, это и нефтепроводы, и газопроводы, и предприятия, которые строили "ЛУКОЙЛ", "Газпром", РЖД.
В Петербурге большой объем неисполнения адресной инвестиционной программы. Как с этим обстоит в области?
— Мы выполнили план бюджета на 89,8%. При этом расходы у нас выросли по сравнению с 2012 годом на 10,8%. Очень много было разговоров, что у нас предельный дефицит консолидированного бюджета, но на конец года он составил всего 6,2% от планового дефицита 20%. Это произошло за счет роста доходов и неисполнения расходов. Есть ряд комитетов, которые недовыполнили расходную часть бюджета. У комитета по дорожному хозяйству выполнено 77,4% расходной части. В целом ситуация лучше, чем в 2012 году, хотя он и был одним из самых успешных в Ленобласти.
По данным "Петростата", индекс промышленного производства в области падает, но вы говорили о том, что данные считаются неправильно. Договорились
о методиках подсчета показателей?
— Мы совместно с "Петростатом" пытаемся эту ситуацию решить. Мы считаем, что нужно поменять отчетную базу. В 2013 году статистика рассчитывалась по данным базы промышленного производства региона 2008 года, и все изменения, произошедшие в структуре промышленности за пятилетний период, не отражены в сегодняшних показателях. В этом году база обновилась до 2010 года.
В 2013 году сложилась ситуация, когда по отгрузке промышленных товаров мы имели рост по сравнению с прошлым годом, а вот объемы производства упали. Например, добыча полезных ископаемых. По данным "Петростата", у нас произошло значительное снижение, а объем отгрузки показывает рост на 40,6%.
Мне, кстати, ближе методика Минрегионразвития: они ориентируются не на индекс промышленного производства, а на отгрузку. И через нее уже считают валовый региональный продукт.
Кстати, по ВРП у нас падения нет, а по отгрузке идет рост.
Как продвигается инвентаризация объектов недвижимости и земли?
— Эта работа начнется в этом году. Ленобласть — один из двух субъектов, который не согласился с федеральной кадастровой оценкой объектов, которую нам предоставили. В итоге оказалось, что мы правы. Было даже возбуждено уголовное дело о хищениях в ходе кадастровой оценки, все данные, которые предоставила Ростехинвентаризация, оказались некорректны.
Вообще, с землей ситуация очень сложная. Дело в том, что по статданным, у нас около 1 млн владельцев земельных участков, в налогооблагаемую базу попадает сейчас около 700 тыс. земельных участков, и всего лишь 500 тыс. имеют правоустанавливающие документы.
А учитывая тот факт, что со следующего года мы переходим на новое исчисление земельного налога, документы на земельный участок должны соответствовать стандартам. На каждый должны быть кадастровые паспорта, свидетельство о собственности, иначе работа по инвентаризации может провалиться и падение земельного налога будет минимум на 30%.
Недобор составляет, по нашим оценкам, около 3 млрд рублей, при том что мы можем собирать и 10 млрд рублей.
Госдолг Ленобласти насчитывает миллиарды рублей. Как вы будете его гасить?
— Наш госдолг в части заимствований находится на уровне приблизительно 7 млрд рублей, это небольшая цифра. По госдолгу мы входим в десятку субъектов, у которых наиболее благоприятная ситуация, а на Северо–Западе он самый низкий на душу населения. Другое дело, что госдолг будет расти, потому что второй год мы принимаем бюджет с крепким дефицитом и его покрытие возможно только из заемных источников.
Задача этого года для комитета финансов — просчитать финансовую схему и понять, по какому из вариантов мы пойдем. Первый — снижение расходов, что по ряду направлений мы не можем допустить: расходы у нас в основном растут за счет социальных статей. Мы не можем останавливать развитие — инвестпрограмма составляет 5% от уровня бюджета, это тот минимальный уровень, который нужен, чтобы развиваться, строить социальные объекты, дороги и так далее. Второй вариант — рост доходов. Но тут резкого всплеска не предвидится.
За счет каких источников возможны дополнительные поступления в бюджет?
— Мы можем добрать небольшую сумму — около 200 млн рублей — за счет налога на имущество физических лиц, где имеется определенный резерв. Есть еще налог на имущество предприятий. В прошлом году мы получили с него 9,5 млрд рублей, но потенциал оцениваем в 14,5 млрд рублей, потому что у многих предприятий имущество не учтено в системе налогообложения. Мы рассчитываем, что у нас будет расти налог на имущество предприятий еще и потому, что естественные монополии, о чем я сказал чуть выше, должны перейти на ставку 2%. Благодаря этому Ленинградская область дополнительно получит около 4 млрд рублей. Сегодня мы среди лидеров субъектов по сбору налогов от использования природных ресурсов, но потенциал не исчерпан. У нас примерно треть карьеров не учтена (раньше это было около половины). То же самое касается лесов, водных ресурсов. Еще один источник покрытия — это выпуск ценных бумаг. Учитывая, что у нас рейтинг достаточно высокий — BB++, на нас выходят различные банки и инвесткомпании с предложением: давайте мы займемся размещением ваших ценных бумаг на рынке. Понятно, это гарантированные проценты.
Как решается вопрос перераспределения подоходного налога между Петербургом и областью?
— Я разговаривал с министром финансов Антоном Силуановым и другими руководителями. Пока ни нас, ни Московскую область в этом вопросе не поддержали. Все прекрасно понимают, что проблема стоит остро только у двух субъектов, и ради Ленобласти и Подмосковья федеральное законодательство менять не хотят. Мы пытались с губернатором города Георгием Полтавченко обсудить эту проблему и за счет бюджетных трансферов урегулировать вопрос, но эти предложения не поддержали налоговые органы. По нашим оценкам, мы теряем 3 – 5 млрд рублей, но цифры все время плавают.
Будете пересматривать налоговые льготы компаниям?
— Во–первых, на основании изменений в областные законы уже сейчас мы снизили наши обязательства перед трейдерами по возврату налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет региона, с 70 до 30%. Во–вторых, предыдущие инвестдоговоры мы подписывали под 100%–ное освобождение инвестора от налога на прибыль. Схема реализовывалась через субсидии. Суммы были крепкие, из бюджета возвращалось до 3,5 млрд рублей. В прошлом году мы отменили субсидии, но при этом по подписанным договорам сохранили свои обязательства. И с 2016 года нам не нужно будет возвращать такие большие деньги.
Планируется ли отменять льготы для консолидированных групп налогоплательщиков?
— Консолидированные группы налогоплательщиков свои обязательства по уплате налогов в 2013 году в полном объеме закрыли. Я не скрою, у нас есть опасения по "Сургутнефтегазу". После ввода производства гидрокрекинга компания может применить схемы ускоренной амортизации, которые разрешены монополистам. Амортизационные отчисления, в свою очередь, влияют на себестоимость и, соответственно, на снижение налога на прибыль. Что получается? В этом году мы рассчитывали на увеличение прибыли от "Сургутнефтегаза" за счет ввода новых мощностей, но если компания начнет оптимизировать налог на прибыль, то будут потери. Мы планируем в марте провести встречу с руководством "Сургутнефтегаза" и достичь компромисса.
Схемы, которые область предложила застройщикам, о перерегистрации подразделений и других видов бизнеса, чтобы получить компенсацию за соцобъекты, —
по сути перетягивание налогов из Петербурга в область?
— Мы специально никого не перетягиваем. Но мы создаем понятные условия для работы. Никто же не запрещает нашим соседям — псковичам, новгородцам, петербуржцам — предложить аналогичные условия. Пожалуйста! Все наши схемы связаны с прямыми обязательствами компаний. Плати налоги, и часть этих налогов ты можешь получить обратно на развитие бизнеса. При этом стоимость квадратного метра не увеличивается.
Почему в области жилье до 30% дешевле? Нет дополнительных сборов, которые в конечном итоге ложатся на покупателей. У нас схема более справедливая: дайте нам дополнительные доходы, и мы ими будем делиться.
Карбамидный завод группы "
ИСТ
" может быть перенесен в другой регион из–за протестов жителей. Ситуация не отпугнет инвесторов?
— Кто сказал, что если они купили земельный участок, то будут строить? Пока нет экологической экспертизы, и речь о строительстве завода не идет. Мы даже предпроект не получили. Александр Несис, кстати, сказал, что, если будет сопротивление жителей, для завода найдут другое место. Но вопрос не такой однозначный, как кажется. Предыстория такая. Есть в Эстонии организация под названием "Ингрия", которая была создана для поддержки малых народов. 10 лет она ничего не делала и вдруг сейчас всплыла.
Одновременно поступила информация об идее строительства карбамидного завода в Кохтла–Ярве — на другом конце газопровода Ленинград — Кохтла–Ярве. Тем самым вместо Вистино завод может появиться за пределами России. Кстати, именно по нашим предложениям федеральные власти и "Газпром" приняли решение о двукратном увеличении диаметра этого газопровода. Надо признать ошибку власти: за 10 лет в поселке из соцобъектов ничего не построили. Нет нормальной поликлиники, современного Дома культуры, музея, спортивного комплекса, нормальных дорог.
Я год назад предложил объединить Усть–Лугу и Вистино как единую экономическую территорию. Я от этой идеи не отказываюсь.
— Сейчас завершается оценка акций Транспортно–логистической компании, которые мы продаем и рассчитываем на этом прилично заработать. Часть денег потратим на выкуп эмиссии у Усть–Луги. Мы хотим довести свой пакет как минимум до блокирующего, а может, и до 33%.
У государства может быть очень простой бизнес. На чем заработать деньги в бюджет? Только на развитии территорий. Кстати, в связи с этим мы много внимания уделяем дорогам. Любой рубль, вложенный в дорогу, приносит доходы в бюджет в виде прямых и косвенных налогов. Давайте привлекать частных инвесторов для строительства автодорог, мостов, виадуков — в общем, инфраструктурных проектов.
Область анонсировала проекты государственных индустриальных парков. Есть еще проекты для привлечения инвесторов?
— Основное направление для госпарков — это автокомпоненты. Локализация объявлена, и автозаводы должны перейти на 70% комплектующих российского производства. А их даже внутри России перевозить недешево, так что это перспективные проекты — площадки под автокомпоненты. Мы хотим строить технопарки с готовыми площадями. Такой формат интересен пищевым производствам, которые выезжают из города. Наши планы связаны с фармкластером в Гатчине на базе Петербургского института ядерной физики. Утвержден проект здания Наноцентра, будут построены цеха для инновационных предприятий, работающих с нанотехнологиями.