"Газпром-нефть" подводит итоги полугода работы на рынке газомоторного топлива в Петербурге. Продажи газа выросли в полтора раза, однако пока сделать его массовым топливом в городе не удается. Скептиков куда больше, чем сторонников этого проекта.
Как сообщили dp.ru в "Газпром-нефти", с октября 2013 года по январь 2014 года продажи метана юрлицам на заправке компании увеличились на 54% по сравнению с тем же периодом 2012-2013 годов. Правда, предоставить dp.ru конкретные цифры по объемам проданного газа, выручке или количеству машин, переоборудованных для заправки метаном, в компании пока не смогли.
Сегодня в городе работает единственная газовая заправка с метаном "Газпрома" на Пулковском шоссе, 42 А. При этом в планах "Газпром-нефти" — открыть еще несколько в этом году.
При этом в городе много газовых заправок, которые работают с пропан-бутаном. Одна из них - компания "Митекс" с восемью заправками в городе и области. Там говорят, что роста интереса к газовому топливу не наблюдают.
"Газпром-нефть" считает направление газовых заправок перспективным и стимулирует петербургских водителей устанавливать газовое оборудование. С ним машины могут ездить как на метане, так и на обычном бензине.
У городских автопарков и частных водителей уже накопился некий опыт эксплуатации машин на газовом топливе. У ГУП "Пассажиравтотранс" (предприятие, подведомственное комитету по транспорту) 45 автобусов оснащены комплектом газобалонного оборудования (ГБО). Конкурс на покупку 30 из них был объявлен в сентябре 2013 года. Его выиграла компания "ПитерБасЦентр" (официальный дилер "Группы ГАЗ", принадлежащей Олегу Дерипаске). В конце декабря автобусы за 280 млн рублей поступили в парк "Пассажиравтотранса". Затем еще 15 автобусов по цене более 180 млн рублей для этого же предприятия закупил комитет по госзаказу. Основные российские производители таких автобусов — "Группа ГАЗ — Русские автобусы" и ООО "Волгобас". В среднем одна машина у них стоит 12,5 млн рублей, на 15% дороже автобуса без комплекта ГБО.
В "Пассажиравтотрансе" dp.ru уточнили, что сейчас на маршрутах работает более 30 из 45 машин. "Автобусы с комплектом ГБО находятся в автопарке на Кубинской улице, поэтому до заправки на Пулковском шоссе доезжают быстро. Мы используем эти машины меньше двух месяцев. Анализировать их эффективность рано, но проблем пока не возникло", — уточнили в "Пассажиравтотрансе".
Коммерческие перевозчики без энтузиазма относятся к перспективе перехода на газомоторное топливо. "Бесплатный сыр только в мышеловке", — считает Михаил Богданов, первый заместитель гендиректора ОАО "Третий парк". Его смущает то, что такие инвестиции могут не окупиться.
"Даже если комплекты ГБО на машины установят бесплатно, на наши плечи ляжет вся нагрузка по техтребованиям, в том числе от МЧС. Нужно будет организовать специальную ремонтную зону, например, понадобится пост проверки герметичности газобалонного оборудования перед выездом на маршрут", — прокомментировал он dp.ru. В 2015 году "Третьему парку" предстоит участие в очередном государственном конкурсе.
"Из-за кратковременных контрактов у нас нет подтвержденного объема работ. Мы общаемся с производителями "газовых" автобусов, я бывал на семинарах по этой тематике. Но в нынешних условиях мы не можем вкладываться в масштабную модернизацию своего парка", — отметил Богданов. Он добавил, что его коллеги из московского автобусного предприятия уже перевели свой парк на газовые автобусы, поскольку рядом располагалась газовая заправка. Но как только они начали пользоваться ее услугами, цены на заправке взлетели на 40%. "Низкая цена метана — тоже вещь относительная", — резюмировал Богданов.
Владельцев частных авто в комплекте ГБО смущает, прежде всего, его размер. "У меня был мощный автомобиль, и соблазн установки газового оборудования был весьма велик. Но комплект ГБО занимает место в салоне, а это большой минус. И, учитывая нынешние цены на газ, экономия для частника не столь очевидна", — прокомментировал dp.ru Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора". По его мнению, инициатива с газовым топливом хорошая, но она будет актуальна для городского транспорта и грузоперевозок.
"Мода" на газовое топливо появилась в мае прошлого года после поручения президента Владимира Путина разработать программу перевода российских машин на метан. Тогда премьер Дмитрий Медведев подписал постановление, по которому 50% общественного транспорта в городах-миллионниках нужно оборудовать комплектом ГБО. В Смольном пообещали справиться с этой задачей к 2015 году.
Основным плюсом метана (компримированный природный газ, КПГ) считается экологичность и экономичность. По подсчетам маркетологов "Газпром-нефти", метан увеличивает срок службы масла в 2-3 раза, свечей зажигания — на 40%, экономит 40% ресурсов двигателя и продлевает его жизнь в 1,5 раза. При пробеге 60 тыс. км в год на метане автомобилист может сэкономить до 140 тыс. рублей. Грузовые и пассажирские машины, например, "газели", могут экономить до 270 тыс. рублей в год.
Игроки рынка автозаправок сомневаются в том, что "Газпром-нефть" добьется успеха со своими газовыми заправками. "Размещать газовые заправки можно только в удалении от центра города: по техническим нормам они должны находиться далеко от зданий, фактически, на окраине Петербурга Так, создать полноценную инфраструктуру будет сложно, а пробег до газовой станции съедает топливо, на котором клиент сэкономил деньги", — прокомментировал dp.ru Олег Ашихмин, президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга". Он отметил и большое время, которое уходит на заправку. Для одного автобуса это 30-40 минут.
Несколько представителей рынка на условиях анонимности сообщили dp.ru, что все же считают "газовую" идею "Газпром-нефти" конкурентоспособной. Они предлагают говорить о развитии газовых заправок как о госпрограмме и сугубо политическом процессе, который, тем не менее, может нанести удар по привычным бензиновым заправкам. "Идея родилась из того, что у "Роснефти" накопился избыток газа, который нужно как-то реализовать, например, продать населению или компаниям по госконтрактам. Только не ясно, зачем тогда было вкладывать 25 млрд рублей в перевод российских нефтеперерабатывающих заводов на топливо 4-5 класса. Его экологичность ничем не отличается от показателей метана", — сообщил dp.ru источник в петербургской топливной индустрии.