Сельхозпроизводители Ленобласти хотят открыть несколько десятков собственных магазинов, потратив на них около 1 млрд рублей. Они собираются составить конкуренцию федеральным сетям за долю на рынке розничной торговли региона, объемом 244 млрд рублей.
Как рассказал "ДП" глава "Мясного союза Ленобласти" Александр Орлов, областные объединения сельхозпроизводителей ("Мясной союз", "Гильдия пекарей", "Союз фермеров", "Союз молокоперерабатывающих предприятий", "Союз рыболовов") обратились в правительство региона с просьбой выделить им землю под строительство магазинов. В планах создание двух–четырех магазинов в каждом районе. Название будущих магазинов сейчас обсуждается. Новая сеть будет насчитывать до 70 магазинов площадью 400 м2 каждый, что сопоставимо с объемами областного бизнеса таких игроков, как "Магнит" и "Дикси". "Мы эту идею поддерживаем, но реализовать ее будет непросто", — говорит вице–губернатор Ленобласти по агропромышленному комплексу Сергей Яхнюк.
Все возможно
"Неконтролируемое развитие в Ленобласти розничных торговых сетей ущемляет местных производителей, так как сети предпочитают сотрудничать с крупными поставщиками на жестких условиях, неприемлемых для местных предприятий", — говорит Александр Орлов. Сейчас в Ленобласти работают 183 "Пятерочки", 88 точек Великолукского мясокомбината, 81 "Магнит" и 74 "Дикси", приводит данные на начало года комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона.
Представители федеральных сетей отказались комментировать планы будущих конкурентов. Однако инициаторы проекта настроены решительно. По словам Александра Орлова, производители готовы за свой счет строить магазины, если регион выделит землю. Площадь каждого составит, по предварительным данным, 400 м2, в их ассортименте будут представлены местные молочные, мясные продукты, овощи, хлебобулочные изделия. Александр Орлов утверждает, что продукция в таких магазинах будет на 20% дешевле, чем в сетях конкурентов, так как свой канал продаж позволит обойтись без лишних накруток.
По словам вице–губернатора Сергея Яхнюка, обращения производителей уже переправлены районным администрациям, так как выделение земли находится в их ведении. Глава администрации Тосненского района Владимир Дернов отмечает, что, как правило, земля выделяется на основе конкурса или аукциона, но в законе есть возможность выделения участка под проектно–изыскательские работы без этих процедур.
"Многие производители уже сейчас открывают собственные магазины и торгуют с автолавок, увеличивают объем сбыта в обход ретейлеров и оптовиков, — отмечает Сергей Яхнюк, — с другой стороны, появилось много новых торговых площадей, которые можно арендовать и не выискивать деньги на строительство из оборотных средств предприятия".
Высокая конкуренция
По данным Петростата, оборот розничной торговли в Ленобласти в 2013 году составил 244,4 млрд рублей, что на 0,7% больше, чем в 2012 году. Но сейчас 44% рынка контролируют федеральные и региональные сети — по данным Госкомстата, в 2012 году их доля в регионе составляла 38,8%, а в 2013 году — уже 44,7%.
Так что новым магазинам предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией. Как ранее писал "ДП", когда в январе 2012 года сети увеличили долю в общем обороте розничной торговли региона на 5%, до 44%, сотни небольших оптовых и розничных предприятий были вынуждены закрыться.
Обеспеченность населения торговыми площадями сейчас достигает 816 м2 на 1 тыс. жителей при нормативе 486,6 м2 на 1 тыс. жителей, приводят данные в комитете по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка региона, то есть норматив превышен в 1,6 раза и продолжает расти. Одновременно в отдаленных деревнях вообще нет магазинов, а в целом в регионе наблюдается недостаток современных торговых площадей.
Всего в Ленобласти более 1 тыс. сетевых магазинов, из них 630 продовольственные. Помимо федеральных сетей широко представлены межрегиональные — "Семья" насчитывала на 1 января 55 магазинов, "Полушка" — 32, "Верный" — 29, "Норман" — 10. Самая известная локальная сеть "Как сыр в масле" насчитывает 12 магазинов. Существенно нарастить сеть игроки рынка могут за счет покупки одиночных магазинов — их в Ленобласти 3 тыс., также работают 13 рынков. Кстати, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в прошлом году заявлял, что надо разработать и принять закон, регламентирующий деятельность сетевого ретейла, чтобы магазины регистрировались по месту работы, платили налоги в местный бюджет, а значительная доля товаров на прилавках приходилась на областных производителей. Однако дальше слов дело не сдвинулось.
Своими силами
Торговля от производителей уже ведется в регионе. У концерна "Детскосельский" в Петербурге и пригородах работают восемь магазинов и два супермаркета. У ГК "Лосево" 11 магазинов в городе и области и пять автолавок. У СПК "Поляны" 33 автолавки. Автолавки и магазины своей продукции под маркой "Зеленый берег" планирует развивать ПХ "Красноозерное".
Гендиректор Кузьмоловского хлебокомбината Людмила Веденеева говорит, что у предприятия пять автолавок в городе и области, но их количество планируется увеличить в 2 раза.
Своя торговля выгодна производителям, они подсчитали, что выручка, например, при продаже литра молока через свою автолавку вырастает вдвое по сравнению с поставкой молока на переработку. Однако открытие магазина — весьма накладное дело для и без того небогатых сельхозпроизводителей. "Мы арендуем площади, но даже ремонт и покупка оборудования стоят приличных денег. Для открытия магазина площадью около 100 м2 в среднем у нас выходит 4 млн рублей, вложения компенсируются примерно за 6–9 месяцев", — отмечают в ГК "Лосево".
"Без учета оборудования и стоимости земли строительство магазина обходится в 35–42 тыс. рублей за 1 м2", — оценивают аналитики Colliers International в Петербурге. Общий объем затрат на создание сети, таким образом, составит около 1 млрд рублей.
"Оптимальный формат для небольших областных производителей — автолавки, которые не требуют больших затрат, при этом могут занять проходные места", — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. У идеи собственных магазинов несколько уязвимых мест, считает он: участки могут быть неподходящими с точки зрения ретейла, без необходимых коммуникаций и дорог, кроме того, занимаясь непрофильным бизнесом, мелкие производители рискуют проиграть в борьбе с такими гигантами, как Х5 и "Магнит", отмечает он. Другим успешным форматом, по мнению эксперта, могла бы стать кооперация сельхозпроизводителей в единый закупочный и логистический комплекс, по аналогии с европейскими рынками. "Такой рынок, направленный на оптовые закупки, позволил бы аграриям работать даже с самыми крупными розничными сетями, при этом не тратясь на логистику", — добавляет Иван Федяков.
“
У нас широкая сеть фирменных магазинов шаговой доступности. Для удобства покупателя помимо продукции собственного производства, составляющей 85%, мы реализуем хлеб, молоко, яйца, бакалею. Логистика сети исключает привлечение в процесс сторонних компаний. Помещения магазинов мы арендуем, а в этом году начнем строить собственные. Уровень конкуренции в торговле постоянно растет, и с каждым годом приходится учитывать все больше нюансов. Но в конечном счете в выигрыше будут только добросовестные производители и конечно же покупатель.
Владимир Подвальный
владелец Великолукского мясокомбината
“
Войти в крупные сети непросто и не всегда выгодно: во–первых, потому, что сети очень любят бонусы, а невысокая рентабельность сельскохозяйственного бизнеса не позволяет идти на дополнительные расходы. Во–вторых, из–за жестких договорных обязательств. В–третьих, это огромная нагрузка на логистику компании. Безусловно, своим магазинам необходимо уделять огромное внимание. С одной стороны, это дополнительные и существенные расходы для производителя, с другой — отличный способ представить весь ассортимент покупателю.
Эльдар Беглов
гендиректор ГК "Лосево"
“
История выглядит неоднозначно. С одной стороны, это похоже на попытку вне очереди получить землю и преференции. С другой стороны, понятно, что местным производителям очень трудно входить в крупные сети, а рынки сбыта надо наращивать. Но в регионе уровень конкуренции между торговыми сетями огромный. Уже сейчас понятно, что новые магазины, чтобы окупиться, не ограничатся только местной сельхозпродукцией, а будут предлагать и другие товары и в итоге превратятся в обычную сеть.
Александр Свердлин
гендиректор сети "Как сыр в масле"