"Вертикаль власти", которую Владимир Путин выстраивал с первых лет президентства, ждет, судя по всему, реконструкция. На ключевых для Кремля направлениях она превращается в "треногу", но скорее всего, временно.
Накануне Владимир Путин устроил масштабные кадровые перестановки. Не в последнюю очередь они коснулись Северного Кавказа: было учреждено новое министерство по делам Северного Кавказа, его возглавит губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. До этого главным по Северному Кавказу был предыдущий глава Красноярского края Александр Хлопонин, он занимал должность вице-премьера — полпреда в СКФО. Одновременно должность полпреда в СКФО предложена командующему объединенной группировкой внутренних войск на Северном Кавказе Сергею Меликову.
Но и Хлопонин, лишившийся, казалось бы, полномочий, из правительства не уходит и остается вице-премьером. Таким образом, Северным Кавказом будут управлять специальный вице-премьер, специальный министр и полпред. Точно такая же структура управления была создана для Крыма: вице-премьером по Крыму стал Дмитрий Козак, министром по делам Крыма Олег Савельев, а полпредом в специально созданном Крымском федеральном округе — Олег Белавенцев. Почти так же дело обстоит с Дальним Востоком, где главой Минвостокразвития является Александр Галушка, но должности вице-премьера и полпреда пока еще совмещает Юрий Трутнев.
Институт полпредов, как известно, был создан Владимиром Путиным после прихода к власти в 2000 году. Тогда вертикаль власти выглядела просто: президент — полпред — губернатор. Губернаторов избирали, и полпреды были противовесом избранным главам регионов. Сейчас вертикаль превращается в треножник: вице-премьер и министр входят в правительство и, следовательно, подчиняются премьер-министру, полпред по-прежнему сотрудник администрации президента, кроме того, есть губернаторы — где-то избираемые, как на Дальнем Востоке, где-то назначаемые опять же по представлению президента, как на Северном Кавказе.
Разговоры о ликвидации полпредства как изжившего себя института поднимаются регулярно. Значимость этой должности в целом заметно упала, о чем говорит хотя бы факт назначения полпредом на Урале начальника цеха "Уралвагонзавода" Игоря Холманских, до того момента на госслужбе не работавшего. И еще пару лет назад обсуждалась версия перехода полпредов в правительство. Это, однако, было исполнено лишь частично. Но в начале мая СМИ утверждали, что институт полпредств ждет в скором времени как минимум реформа функций и полномочий, а то и ликвидация.
Одновременно начались работы по демонтажу федеральных органов власти на уровне федеральных округов. На днях расформировали ГУ МВД в округах (за исключением — пока — Северо-Кавказского), ничем по сути не объяснив решение, а наблюдатели объясняют то ли нехваткой кадров для Крыма, то ли просто избыточностью структур, во многом дублировавших функции региональных управлений МВД. Источники в ликвидированных главках, впрочем, сообщают, что никаких переводов в Крым однозначно не ожидается. Ожидается, что следующими будут ликвидированы органы Следственного комитета по федеральным округам.
С осени прошлого года ведутся разговоры о подготовке новой Конституции. Некоторые эксперты даже уверяли, что знают о существовании специальных рабочих групп, ведущих эту работу. Сам Путин не подтверждал такой информации, но в целом дал понять, что ничего невозможного не видит, и все можно обсуждать. Были приняты поправки в Конституцию, объединившие Верховный и Высший арбитражный суды и давшие главе государства право лично назначать прокуроров регионов, внесены в Госдуму еще одни, по поводу изменения принципов формирования Совета федерации (10% сенаторов будет назначать президент).
Постепенно, камень за камнем, Путин меняет систему власти в стране. Если в действующую систему была заложена логика противовесов, то сейчас, когда Путин не видит больше никаких угроз внутри страны, требуется логика простоты управления и наибольшего контроля со стороны Кремля. С контролем над регионами вполне справятся управление внутренней политики администрации президента и Минрегион. Возражать Путину просто некому, "крымский тест" показал, что и со стороны международного сообщества критика ему не страшна, а в России общество и СМИ в основном консолидированы и готовы приветствовать любые перемены.