Казусом обернулось проведение конкурса на 189 млн рублей на подготовку территории для будущего метро. Это был первый конкурс по новому закону о госзакупках. ОАО "Метрострой" не смогло убедить чиновников в своей квалификации и оказалось в числе недобросовестных подрядчиков.
В Петербурге провели первый открытый конкурс с ограниченным числом участников по ФЗ-44 — новому закону о госзакупках, который вступил в силу 1 января 2014 года, а до этого долго и тщательно разрабатывался на федеральном уровне.
Конкурс на 188,8 млн рублей касался подготовки к строительству новой Невско-Василеостровской линии метро. Она должна пройти от станции метро "Приморская" до станции метро "Улица Савушкина". На этой же линии будет расположена новая станция "Новокрестовская". Подготовительные работы должны проводиться между Мебельной улицей и улицей Оптиков, на месте будущего вестибюля станции метро "Улица Савушкина" на Туристской улице и на месте одной из будущих шахт у дома 35В на улице Кораблестроителей. Само строительство, ориентировочно, будет стоить 24 млрд рублей.
Получить этот госзаказ попытались четыре компании: ОАО "УСК МОСТ" (входит в "СК "Мост", 25% акций принадлежат Stroytransgaz Holding, которую контролирует Геннадий Тимченко), ЗАО "И.И.С." ("Инвестиции, инжиниринг, строительство", это российский представитель немецкой компании "Мебиус"), ООО "СТИС" ("Струйные технологии и строительство", контролируется "Водоканалом") и ОАО "Метрострой". Удивительным образом ни одна из компаний не смогла подтвердить свою квалификацию. "Потенциальные подрядчики не подтвердили наличие собственного или арендованного оборудования в объеме, необходимом для исполнения контракта, с указанием производственной мощности этого оборудования", — поясняют в комитете по госзаказу, который проводил этот конкурс.
Механизм предквалификации в ФЗ-44 создан специально для того, чтобы к госзаказу не допускались недобросовестные или некомпетентные подрядчики. До сих пор победу в конкурсах одерживала компания, которая соглашалась выполнить работы за самую низкую цену. В результате многие фирмы занимались демпингом, получали предоплату и исчезали. Теперь же они, по замыслу чиновников, не должны допускаться к конкурсам. Получается, что в число таких недобросовестных подрядчиков попал и "Метрострой", главный строитель петербургского метро.
Однако в "Метрострое" придерживаются другого мнения. "Мы предоставили все данные согласно заявке заказчика и, на наш взгляд, документы были подготовлены корректно", — сообщили dp.ru в компании. Там добавили, что после повторного объявления конкурса снова примут в нем участие с учетом претензий комитета по госзаказу, и рассчитывают на победу.
В самом комитете по госзаказу признают: подрядчикам будет непросто приспособиться к новому ФЗ-44. Чиновники собираются подготовить "инструкцию" — обзор практики применения закона и самых распространенных ошибок.
В комитете по развитию транспортной инфрастркутуры (КРТИ) уточнили, что снова этот конкурс будет проведен в течение двух недель. "Все участники должны предоставить заявки в соответствии с ФЗ-44, и, мы полагаем, конкурс усешно состоится", - сказали dp.ru в комитете.
Между тем, монополию "Метростроя" ставят под сомнение не впервые. Недавно компания проиграла конкурс на 421 млн рублей на инженерную подготовку станций Фрунзенского радиуса ЗАО "СМУ-303". Конкурс предполагал работы на 7 площадках в районе Бухарестской улицы, в том числе там до 2015 года нужно будет организовать дорожное движение, перенести трамвайные пути и вынести инженерные сети, возвести временные конструкции и провести благоустройство после проведенных работ. При этом "Метрострой" уже начал работы, но это не помогло ему одержать победу. "СМУ-303" набрало 20 баллов в конкурсе, тогда как "Метрострой" — лишь 14.
Игроки рынка прогнозируют, что скоро "Метрострой" потеснят московские коллеги из ОАО "Мосметрострой", лидера столичного метростроения. Также упоминаются другие московские компании, такие как ОАО "Трансинжстрой" и ООО "Транстоннельстрой". В конце 2013 года петербургские чиновники уже заявляли, что будут рады появлению столичных компаний на рынке петербургского метростроения. В Москве на рынке госзаказа на строительство подземки давно присутствует серьезная конкуренция. Это позволяет строить станции быстро и значительно снижать цены по сравнению со стартовыми, которые объявляются чиновниками.