Фрунзенский радиус за 26 млрд рублей строят без проекта уже год, но только сейчас это стало угрожать срывом работ. Это не первый пример работы ОАО "Метрострой" в таком формате. Новый ФЗ-44 не допустит строительства до конкурса на проектирование.
Споры на тему "строится или нет последний участок Фрунзенского радиуса метро" продолжаются уже год. Работы должны завершиться в 2016 году. Причина сомнений кроется в том, что ОАО "Метрострой" по обыкновению начало работы задолго до проведения конкурса. Фактически компания строила тоннель от станции "Международная" до станции "Шушары" с промежуточными станциями "Проспект Славы" и "Дунайская" в течение всего 2013 года. Кроме того, "Метрострой" должен к 2018 году соединить "Международную" с "Южной", и работает и в этом направлении. Но конкурс на работы был проведен лишь в ночь с 30 на 31 декабря 2013 года.
Об этой традиции в работах "
Метростроя" dp.ru уже рассказывал. Например, компания также начала строить "Спортивную-2" (второй выход со "Спортивной" на Васильевский остров) весной 2012 года, хотя конкурс проводился только в конце 2012 года.
Но сейчас ситуация в корне меняется. С появлением нового закона о госзакупках (44-ФЗ), который вступил в силу 1 января 2014 года, работать без конкурса и даже без проектирования становится практически невозможно. В условиях перехода на новый 44-ФЗ ОАО "Метрострой" уже столкнулся с первыми трудностями. Одной из таких стала победа московского подрядчика в конкурсе на проектирование Фрунзенского радиуса. В марте этот конкурс за 644 млн рублей выиграло московское ОАО "Метрогипротранс". При этом петербургское ОАО "Ленметрогипротранс" уже полтора года вело работы по проектированию, опять же, без каких-либо конкурсов.
В "
Метрострое
" уверяют, что все равно продолжают строить Фрунзенский радиус, и сдадут его в срок. К слову, недавно слухи о срыве сроков были связаны с поломкой щита за 23 млн евро — машины, которая производит пробивку тоннеля. Однако в компании пояснили, что это вполне ожидаемый ремонт после проведения работ в тоннеле длиной 713 метров.
В очередной раз о проблемах в работах на Фрунзенском радиусе сообщили вчера в НКО "Объединение подземных строителей и проектировщиков". По данным НКО, строительство Фрунзенского радиуса, действительно, продолжается. Но оно серьезно осложнено тем, что московские подрядчики не спешат с проектом. Часть проектирования за 150 млн рублей должна быть завершена 30 апреля. Но эти сроки явно не будут соблюдены москвичами. Из нескольких сотен комплектов проектов они подготовили лишь около десятка. "Метрострою" приходится строить "вслепую".
Понять московских подрядчиков тоже можно: из-за того, что метро начало строиться задолго до их работ по проектированию, от них теперь требуется за два месяца сделать проект, который обычно делается в течение года.
В "
Метрострое
" dp.ru подтвердили, что отсутствие проектно-сметной документации на строительство участка Фрунзенско-Приморской линии негативно сказывается на сроках и объемах. "Дело в том, что проектно-сметная документация должна поступать с опережением и предварять выполняемые работы. Далее на основании этой документации происходит сдача-приемка выполненных работ. В данный момент подготовка документации сильно отстает от темпов строительства, что, во-первых, не дает строителям возможности вести работы согласно графику, а во-вторых, не позволяет сдать эти работы и получить за них оплату. Однако строительные работы продолжаются, и говорить о приостановке строительства некорректно", — сообщили в "Метрострое".
Строительство Фрунзенского радиуса — последний объект, на котором "Метрострой" может позволить себе такой вольный формат работ. На недавнем конкурсе по подготовке строительства Невско-Василеостровской линии метро компания уже не прошла предквалификационный отбор наравне со своими московскими конкурентами. Поясним: механизм предквалификации в ФЗ-44 создан для того, чтобы к госзаказу не допускались недобросовестные или некомпетентные подрядчики. Получается, что в число таких недобросовестных подрядчиков попал и "Метрострой", главный строитель петербургского метро. "Потенциальные подрядчики не подтвердили наличие собственного или арендованного оборудования в объеме, необходимом для исполнения контракта, с указанием производственной мощности этого оборудования", — пояснили тогда в комитете по госзаказу, который проводил конкурс. Ситуации с Фрунзенским радиусом тоже наглядно демонстрируют, для чего был создан новый 44-ФЗ. Он должен структурировать работы и ввести общие для всех правила.