Архитектурная мастерская Никитина открестилась от списка из 77 диссонирующих объектов, который шокировал петербургскую архитектурную общественность. Этот список может стать лучшей иллюстрацией парадоксальности работы градозащитников: далекие от современной архитектуры люди пытаются навязать огромному мегаполису свои представления о прекрасном.
"Архитектурная мастерская Н. Ф. Никитина" заявила, что не имеет никакого отношения к нашумевшему списку диссонирующих объектов, в который вошло 77 строений. Формально, он составлен по заказу КГИОП мастерской Никитина и, после доработки, утвержден в Министерстве культуры РФ. Хотя первоначальный вариант списка действительно был составлен сотрудниками мастерской, но после того, как петербургские градозащитники внесли в него свои правки, архитекторы обновленного списка не видели.
"Его исправляли депутаты, которые не имеют никакого отношения к архитектуре. Они не обладают необходимыми профессиональными навыками, поэтому за то, что они сделали, мы отвечать не собираемся", — сказал представитель мастерской.
В список вошли практически все заметные объекты, построенные в последние десятилетия: Regent Hall на Владимирской площади и ТРК "Пик", ТЦ "Сенная", элитные комплексы "Парадный квартал", "Резиденция на Суворовском" и "Шпалерная, 60". Кроме того, в список попали и здания советский постройки — Ленинградский дворец молодежи, БКЗ "Октябрьский", комплекс зданий Лениздата и гостиница "Азимут". "Мы составляли наш список исходя из наших профессиональных навыков. Чем руководствовались депутаты, вычеркивая объекты и вписывая новые, я не знаю", — рассказал dp.ru сотрудник мастерской.
На фото: maps.yandex.ru
Он отметил, что одним из "редакторов" списка был депутат ЗакСа Борис Вишневский. Последний, в свою очередь, сказал, что списка даже не видел, но и у него есть к нему замечания. "Вносить в список такие объекты как Ленинградский дворец молодежи, БКЗ "Октябрьский", комплекс зданий Лениздата – это бред. Конечно, некоторые другие я бы снес", — рассказал Вишневский.
По его словам, этот список, скорее всего, не будет иметь никакой юридической силы. Но если вдруг Смольный все-таки захочет сделать его официальным документом, то в список можно будет вносить любые здания, которые сейчас строятся или были построены в последние десятилетия. Ведь определение диссонирующего объекта дано весьма расплывчатое. "Диссонирующая застройка — отдельные неисторические объекты или группа объектов, расположенные в сложившейся исторической среде, которые в соответствии с заключением государственной историко-культурной экспертизы по своим параметрам или архитектурному решению не соответствуют характеристикам исторической среды". Таким образом, любой неугодный застройщик со своим проектом может столкнуться с новыми проблемами.
Но эксперты отмечают, что паниковать пока рано. В тексте закона не прописано, по какому принципу должен составляться список.
Сейчас складывается ситуация, при которой составлять и редактировать список диссонирующих объектов становится гораздо выгоднее, чем строить новые здания. Так, например, Смольный планирует выделить сейчас 4,5 млн рублей на "уточнение режимов зон охраны в границах объектов всемирного наследия ЮНЕСКО". Говоря русским языком – на уточнение этого самого списка и поиск принципов его составления.
Первый список диссонирующих объектов Петербурга был составлен еще шесть лет назад. Вернуться к нему решили в прошлом году. Тогда предполагалось, что здания, которые признают "несоответствующими исторической среде", можно будет реконструировать, чтобы придать городскому облику более гармоничные очертания.
По данным открытых источников, "Архитектурная мастерская Н. Ф. Никитина" появилась в 1991 году. О проектах, которые она выполнила, мало что известно. Поэтому возникает вполне логичный вопрос, почему КГИОП предлагает именно этой организации готовить подобные списки. В свою очередь, руководитель мастерской Николай Никитин в телефонной беседе с корреспондентом dp.ru заявил, что уже 17 лет не занимается проектированием новых объектов. "Основная наша работа – определение охранных зон. Мы подготовили проекты таких зон уже в сорока городах", — добавил Никитин.
Главный архитектор мастерской, Анна Овсянникова, как и сам Николай Никитин, также широко не известна в современной архитектуре. Их совместная активная работа пришлась на конец 1980-х годов, когда они подарили Петербургу здание жилого дома со встроенными помещениями на Коломяжском проспекте.
В качестве экспертной организации мастерская известна в частности тем, что помогала согласовывать проект концерна YIT на ул. Тульской возле Смольного.