Президент "Транснефти" Николай Токарев поможет президенту "Сургутнефтегаза" Владимиру Богданову нарастить годовую выручку на 45-60 млрд рублей. Компании договорились о транзите дизельного топлива по трубопроводу из Киришей в порт Приморск на экспорт.
О достигнутом соглашении "ДП" сообщили сразу несколько источников, близких к переговорному процессу. По их словам, за возможность транзита дизельного топлива стандарта "Евро–5" (ДТ–5) по трубопроводу "Транснефти" с Киришского нефтеперерабатывающего завода "Кинеф" до терминала в порту Приморск "Сургутнефтегаз" заплатит 3 млрд рублей. Это позволит ему увеличить экспортные поставки топлива с нынешних 4 млн до 7 млн т в год, что даст дополнительную выручку 45–60 млрд рублей и экономию на транспортных расходах 1–2 млрд рублей в год. По мнению участников рынка, это единственная возможность окупить вложения в модернизацию "Кинефа", которые уже превысили 80 млрд рублей.
Общность интересов
С этой целью корпорация в рамках проекта "Север", вложив 6 млрд рублей, перепрофилирует под нефтепродукты одну из ниток своего действующего нефтепровода БТС–1 (Ярославль — Приморск): сначала (до конца 2014 года) на участке от Киришей до Приморска, а затем (до конца 2016 года) и от Ярославля до Киришей, говорил месяц назад вице–президент "Транснефти" Максим Гришанин.
При этом будет вполне логично, если в первую часть проекта стоимостью 3 млрд рублей вложится "Сургутнефтегаз", который больше всех заинтересован в нем, так как сможет уже с 2015 года направить в новую трубу свое дизтопливо. Вторая же часть, следуя этой логике, могла бы быть оплачена собственником Ярославского НПЗ — ОАО "Славнефть". В этой компании не ответили на запрос "ДП".
Между тем о готовности поучаствовать в проекте "Север" в пятницу объявил глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов: как сообщили в компании, он подписал соглашение о сотрудничестве с президентом "Транснефти" Николаем Токаревым. В рамках этого соглашения "ЛУКОЙЛ" готов вложиться в строительство ветки нефтепродуктопровода от головной перекачивающей станции "Транснефти" Приморск до принадлежащего "ЛУКОЙЛу" терминала в порту Высоцк, куда сейчас он доставляет нефтепродукты по железной дороге. Это позволит ему нарастить поставки ДТ–5 вдвое, до 3 млн т в год.
Трубы опустели
Сейчас нефтепровод БТС–1 "Балтнефтепровода" состоит из двух труб диаметром 1020 и 700 мм. Однако если раньше по нему прокачивалось до 75 млн т нефти в год, то в 2012–2013 годах с вводом в эксплуатацию нефтепровода БТС–2 до порта Усть–Луга и перенаправлением туда части нефтяных потоков объемы годовой прокачки по БТС–1 сократились до 55 млн т. "Все оставшиеся объемы нефти мы можем уместить в одну трубу, а вторую, меньшего диаметра, освободить под светлые нефтепродукты", — говорят в "Транснефти".
В настоящее время "Балтнефтепровод" (региональная "дочка" "Транснефти") прокачивает ДТ–5 по построенному в начале 2000–х нефтепродуктоводу "Север", идущему от города Второво через Ярославль и Кириши до Приморска. Его проектная мощность — 8,4 млн т, но в 2013 году по нему было прокачано на 21% больше — около 9,2 млн т ДТ–5.
Поставщиками выступают, помимо "Кинефа", также Рязанский ("Роснефть"), Нижегородский, Пермский ("ЛУКОЙЛ"), Ярославский ("Славнефть") и Омский ("Газпром нефть") НПЗ, каждый из которых в последние годы модернизировал мощности и способен вырабатывать ДТ стандарта "Евро–5". Также в ближайшие годы ожидается ввод в эксплуатацию установок гидрокрекинга на Салаватском ("Газпром нефть") и Уфимском ("Башнефть") НПЗ. Все вместе эти заводы вполне способны заливать в новую трубу "Транснефти" требуемые 24,5 млн т ДТ–5.
Выбор невелик
В декабре 2013 года после почти 20–летней постепенной модернизации "Кинеф" ввел в эксплуатацию установку глубокой (99%) комбинированной переработки мазута, которая позволила предприятию производить до 2 млн т дизтоплива класса "Евро–5" (с ультранизким содержанием серы) в год в дополнение к 4 млн т дизтоплива других классов. Компания вложила в строительство установки более 80 млрд рублей. Впоследствии предприятие может довести общую выработку до 7,5 млн т ДТ.
При этом с самого начала было очевидно, что большая часть дизельного топлива, произведенного на новом оборудовании, пойдет на экспорт. На внутренний рынок завод может направлять менее 1 млн т в год: 300–350 тыс. на биржу и 500–600 тыс. в собственную сеть АЗС "Киришиавтосервис" (весь региональный рынок ДТ не превышает 1,6 млн т в год). Остальные объемы "Кинефа" может поглотить только экспорт.
"Здесь "Сургутнефтегаз" вполне в тренде, — говорит один из участников рынка. — Россия в отличие от Европы ориентирована на бензин: хотя бы в силу того, что почти весь российский автопром — бензиновый. Мы производим 70 млн т ДТ в год, из них внутренний потребитель способен переварить не более 15–20%. Остальное идет за рубеж, в первую очередь в Европу".
Дорогие наши цистерны
По данным участников рынка, в 2013 году "Сургутнефтегаз" прокачал в Приморск по трубопроводу "Север" около 2 млн т ДТ–5, еще примерно столько же было отправлено на экспорт по железной дороге через Петербургский нефтеналивной терминал и порт Высоцк.
Но высокие тарифы РЖД (в среднем на 30% дороже тарифов "Транснефти") не оставляли "Кинефу" шансов на окупаемость инвестиций в модернизацию. Поисками альтернативы железной дороге "Сургутнефтегаз" озадачился еще в начале 2000–х. Сначала компания собиралась построить за 9 млрд рублей нефтеналивной терминал в бухте Батарейная у Соснового Бора. Однако затем от этого проекта отказались. В кулуарах минувшего экономического форума губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил о том, что "Сургутнефтегаз" планирует проложить новый нефтепродуктопровод до терминала в порту Усть–Луга. В случае же подключения к проекту "Транснефти" "Кинефу" не надо будет строить эту трубу и нести дополнительные затраты.
“
Планы экспортных поставок "Сургутнефтегазом" дизтоплива по трубам "Транснефти" не скажутся на внутреннем рынке дизтоплива: дешевое топливо так и останется в дефиците, так как НПЗ выгодно продавать его на экспорт по высокой цене. "Сургутнефтегаз" принципиально ориентирован на экспорт, свое топливо он поставляет только в собственную сеть "Киришиавтосервис", состоящую из 63 АЗС. Совсем небольшие объемы попадают на нефтяную биржу.
Олег Ашихмин
президент Нефтяного клуба Петербурга
“
Транзит по трубе не только дешевле, чем в цистернах, на 30 – 40%. Дело еще и в надежности. Один состав из 60 цистерн — 3 тыс. т топлива. Когда объемы небольшие, это не проблема. А вот когда надо доставить миллион тонн или больше, то есть не один, а сотни эшелонов, тут играет роль и сезонность, и загрузка путей, и множество других факторов. Возможны срывы сроков, которые при твердых экспортных контрактах чреваты гигантскими штрафами. Так что здесь экономика вполне прозрачная: в трубопроводе всех этих рисков нет.
Владимир Хильченко
президент ХК "Созвездие Водолея"