Росавтодор опубликовал список дорог, по которым при жаркой погоде грузовики смогут ездить только ночью. Так чиновники сохраняют дорожное покрытие. Игроки рынка грузовых перевозок научились избегать миллионных убытков из-за этого ограничения, но полагают, что неплохо бы ведомству строить дороги по новым технологиям.
Летние ограничения движения для грузовиков вводятся регулярно. Чиновники полагают, что тяжелые машины портят нагретый солнцем асфальт, и из-за этого ремонтировать дороги приходится в 2 раза чаще. В регионах, где температура поднимается выше +32°C, большегрузы впускают на федеральные трассы только после 22:00 и до 8:00. Машинам приходится изменять маршруты или, если такой возможности нет, "отстаиваться" на парковках или на обочине.
"Мы уже привыкли к этой норме. Следим за прогнозами, и если ожидается жара, за два-три дня до этого планируем новые маршруты и места стоянок. Конечно, это несколько усложняет работу. Но если проводить планирование грамотно, то перевозчик не несет убытков, ведь затем ночью путь для него открыт. Но вообще-то пора бы использовать новые технологии, а не ограничивать движение", — поделился мнением с dp.ru Вячеслав Лазарян, гендиректор ООО "Совавто-С.Петербург".
Причина ограничений в том, что российские трассы строятся, в основном, по традиционной технологии: бетонное основание покрывается асфальтом. При этом используется специальный пластичный битум, который не образует трещин в холодную погоду. Но в жару более +32°C такой асфальт может нагреваться до +60-70°C, становится мягким и деформируется. В годы, когда в российских регионах устанавливалась аномально жаркая погода, на трассах образовывалась колея. Например, в 2010 году на трассе "Россия" колея с обеих сторон кое-где достигла глубины 25 см, и понадобился серьезный ремонт. В то же время, зарубежные производители сейчас выпускают новые термостойкие материалы, устойчивые при перепадах температур. Но вместо того, чтобы закупать эти дорогие импортные виды покрытий, российские чиновники предпочитают ограничивать движение тяжеловесного транспорта.
Более того, температурную планку для грузовиков хотят еще снизить до +25°C. Росавтодор объясняет это желанием ввести единый норматив в рамках Таможенного союза. Такая норма сейчас уже установлена в Белоруссии и Казахстане. Если жара в +32°C на Северо-Западе — редкость, то температура +25°C — более характерная летняя погода для региона. Так, по данным синоптиков, такая погода может установиться в этом году на несколько дней в конце июня, на полторы-две недели в середине июля и на две недели в августе. Если сейчас дневное передвижение перевозчиков на Северо-Западе ограничивают максимум на 10 дней в году, то в случае снижения планки срок составит уже в общей сложности более 30 дней.
Читайте также:
Грузоперевозки
Разрешение на въезд
Игроки рынка надеются, что до этого не дойдет, и напоминают, что подобная инициатива обсуждается с 2011 года, а воз и ныне там. Ущерб российских перевозчиков от ограничений движения днем в жаркую погоду оценивается примерно 100 млн рублей при аномальной жаре. Хотя, в основном, оговариваются эксперты, потери связаны с не очень грамотным планированием маршрутов.
Запрет на поездки днем — не уникальное ноу-хау российских чиновников, но все же оно редко где встречается. "Я был в Канаде, в Египте, в Турции, в Финляндии, — там тоже бывают серьезные перепады температуры, но грузовики пускают на трассы в любое время. Есть страны, где тоже встречаются такие ограничения, например, Италия. Главное, чтобы дорога была нормальной, сделанной по современным технологиям. Ущерб для грузовых перевозчиков от плохих российских дорог значителен. Но его превышают простои на таможне. На днях один из грузовиков членов нашей ассоциации продержали на Торфяновке четыре дня", — рассказал Константин Шаршаков, заместитель начальника представительства АСМАП на Северо-Западе.
В этом году температурную планку пока не понизили. Росавтодор опубликовал приказ, в котором речь идет об ограничениях при +32°C. Вот список дорог на Северо-Западе, которых коснутся ограничения. В этом году они будут действовать с 16 июня по 31 августа. Интересно, что в список попал и КАД, и полностью трасса "Скандинавия", а также трассы "Нарва" и "Кола".
М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга | Ленинградская область | 593-674 км |
"Скандинавия" - от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией | Ленинградская область | 47-208 км |
М-11 "Нарва" - от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой | Ленинградская область | 31-148 км |
М-18 "Кола" - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией | Ленинградская область | 12-260 км |
М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь | Ленинградская область | 31-178 км |
Подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) | Ленинградская область | 0-4 км, 16-52 км и 1-6 км на подъезде |
А-114 Вологда-Новая Ладога до магистрали М-18 "Кола" (через Тихвин) | Ленинградская область | 331-531 км |
А-120 Санкт-Петербургское южное полукольцо через Кировск, Мгу, Гатчину, Большую Ижору | Ленинградская область | 0-148 км |
А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола» | Ленинградская область | 9-153 км |
М-9 "Балтия" - от Москвы через Волоколамск до границы с Латвией (на Ригу) | Псковская область | 419-616 км |
М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь | Псковская область | 178-542 км |
А-116 Новгород - Псков (через Сольцы, Порхов) | Псковская область | 105-226 км |
А-212 Псков-Изборск до границы с Эстонией | Псковская область | 4-59 км |
А - 229 Калининград-Черняховск-Нестеров до границы с Литвой | Калининградская область | 8-149 км |
А - 216 Гвардейск - Неман до границы с Литвой | Калининградская область | 0-61 км |