"Деловой Петербург". Импорт судовых элементов заместят

Автор фото: Яковлева Елена

Крыловский государственный научный центр подготовил для министерства промышленности и торговли России план по замещению импортных судовых комплектующих и оборудования. Ежегодно их ввозится в РФ примерно на $7 млрд, подсчитали эксперты.

По заданию Минпромторга РФ ФГУП "Крыловский государственный научный центр", возглавляемое Андреем Дутовым, подготовило программу локализации в России производства комплектующих и оборудования для военного и гражданского судостроения. Как следует из документа, специалисты центра изучили поставщиков примерно 600 комплектующих и выяснили, что доминирующее положение на этом рынке занимают иностранные поставщики, хотя аналогичную продукцию могут выпускать отечественные предприятия. Ежегодно они уступают иностранным конкурентам, по оценкам экспертов, около $7 млрд в год — на такую сумму иностранные компании поставляют в Россию судовое оборудование. В планах Минпромторга — вернуть рынок отечественным судостроителям. В списке предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку, большинство петербургских компаний.

Технологическое отставание

Один из самых дорогих агрегатов, устанавливаемых на корабли, стоимость которого может достигать 35% от цены всего судна, — это силовая установка. Отечественные судовладельцы, проводя капитальный ремонт плавучих средств, предпочитают сейчас заменять советские дизели на германские, американские, британские.
"Речные суда, например метеоры, в ходе ремонта оснащаются двигателями MAN — они лучше, чем аналогичная отечественная продукция", — говорит Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга.
Новые германские двигатели позволяют судовладельцам сократить расход смазочных материалов, а также топлива примерно на 50%. Другой пример: в Крыловском центре, победившем недавно в конкурсе на поставку системы электродвижения для ледокола проекта 22 220, признают, что отечественного в этой системе будет не много. В частности, в ней будут использованы комплектующие германского концерна Siemens, имеющего богатый опыт в изготовлении подобных систем.

Наверстаем

Отечественные промышленники признают свое отставание, но надеются наверстать его.
"Силовые агрегаты, которые производит сегодня наше предприятие, были созданы в прошлом веке, продукция MAN более совершенна, — не отрицает Павел Плавник, председатель совета директоров ОАО "Звезда". — Но мы сейчас планируем модернизировать производство и начнем выпускать двигатели нисколько не хуже германских".
По словам Павла Плавника, на двух прошедших недавно совещаниях с Минпромторгом и Минтрансом РФ удалось договориться о включении продукции "Звезды" в программы по обновлению речного и морского флота, железнодорожного подвижного состава. Помимо "Звезды" в список импортозамещающих производств попало еще несколько компаний, например, ОАО "Компрессор" — единственный в стране поставщик компрессоров для пуска дизельных двигателей, а также Балтийский завод — производитель котлов. Этот завод, в частности, изготавливал котлы для проданного индийцам авианосца "Викрамадитья" (бывший тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков").

Инвестиции под заказ

Перспективы вернуть себе рынок у отечественных заводов не утрачены.
"Редко заказчики требуют оснащать судно исключительно импортными комплектующими и оборудованием, таких ограничений почти не бывает. Как правило, они готовы брать отечественные изделия, но, к сожалению, по многим позициям от отечественных заводов уже давно не поступает достойных предложений. Бывает достаточно сложно найти приличную продукцию местного производства", — говорит заместитель гендиректора по научной работе ЦНИИ Морского флота Сергей Буянов.
По словам представителя Крыловского центра Александра Чемоданова, промышленники готовы инвестировать средства в обновление производственных мощностей, осваивать выпуск современной продукции, но им нужны заказы хотя бы на серию изделий, иначе экономического смысла в инвестициях нет, а серийных заказов в коммерческом судостроении почти нет, есть только госзаказ, но он относительно небольшой. Более того, субсидирование процентных ставок на обновление гражданского флота завершилось в прошлом году, и нового подобного стимула пока не появилось.
На основании программы Крыловского центра, по словам Александра Чемоданова, правительство может предложить специальные меры господдержки отрасли.
Более или менее благоприятная ситуация складывается пока лишь только в военном кораблестроении — есть госпрограммы модернизации производства, по которым промышленники могут получить финансирование и гарантии правительства РФ по банковским кредитам, а самое главное — есть объем заказов на несколько лет вперед.