СПб. Год назад братья Денис и Виталий Чередниченко окрыли компанию по продаже морепродуктов. Теперь фирма — поставщик 60 ресторанов, ее оборот — 2,5 млн рублей в месяц.
Денис и Виталий Чередниченко создали ООО "Эльмар" в 2013 году на основе плантации по выращиванию мидий на Белом море. Эту мини–ферму они приобрели на доходы от предыдущего бизнеса в области строительства и ресурсосбережения.
Объем начальных инвестиций предприниматели не раскрывают, но специалисты оценивают стоимость плантации на 300–500 т моллюсков ежегодно в 43–45 млн рублей.
Срок окупаемости такой фермы — примерно 3 года.
Монопродукта мало
Сначала предприниматели пытались продавать только живые мидии, блюда из них петербургские рестораны почти не готовили. "Мы быстро поняли, что предлагать один продукт невыгодно, и начали расширять ассортимент", — рассказывает Денис Чередниченко.
Одним из первых партнеров компании стал ресторан Jamie's Italian, который закупал гребешки по 40–50 кг в неделю. Через несколько месяцев ресторан исключил блюдо с гребешками из меню, но фирма уже стала поставщиком нескольких других заведений, а в ассортимент добавились устрицы, улитки и другие морепродукты с Дальнего Востока.
Сейчас "Эльмар" сотрудничает с 60 ресторанами Петербурга.
"Сложнее всего обеспечить стабильность поставок, — говорит Денис Чередниченко. — Ведь раков и моллюсков, другие морепродукты нужно перевезти через всю страну за 10–12 часов, иначе они погибнут".
Продукты перевозят в охлажденных контейнерах, после чего они попадают в аквасистему — бассейн для поддержания жизни моллюсков площадью 80 м2. Система стоимостью 1,5 млн рублей, рассчитанная на 5 т продукции, позволяет фирме поддерживать регулярность поставок.
Гребешки лидируют
Объем российского рынка рыбы и морепродуктов, по данным DISCOVERY Research Group, составляет $10 млрд. На долю Петербурга приходится около 10%. Рыбу и морепродукты привозят в основном с Дальнего Востока, среди игроков рынка La Maree, ООО "Свои Люди", ООО "Саулос", ООО "ГЕБ", ООО "Людмила" и другие.
Совладелец компании "Свои люди" Антон Искандыров отмечает, что компаний на рынке торговли морепродуктами больше не становится.
При этом рост петербургского рынка, по наблюдению предпринимателя, почти прекратился. "Спрос пока не падает, но и не растет: люди начали больше экономить, а самым популярным продуктом остается морской гребешок", — заключает Антон Искандыров.