Суд де–юре вернул из офшора океанскую яхту основателя ВЕФК Александра Гительсона. Осталось найти ее физически.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего ООО "РИА", признал недействительными действия компании–банкрота по отчуждению моторной яхты "Риа" и обязал кипрский офшор Lesotho Ltd вернуть судно в конкурсную массу должника. За этими сухими формулировками кроется удивительная история, полная морских приключений, штормов, сигналов SOS, детективных расследований, финансовых махинаций и, конечно, настоящей любви.
Корпорация отчалила
ООО "РИА" входит в Восточно–Европейскую финансовую корпорацию Александра Гительсона, рухнувшую в кризис 2008 года вместе со всеми своими "дочками". В зону ответственности конкретно этой компании, судя по документам суда, входило обеспечение ее владельцев плавсредствами, для чего она не стеснялась привлекать кредитные средства входящего в ВЕФК Петро–Аэро–банка, задолжав ему в общей сложности более 230 млн рублей.
Во–первых, для нужд президента корпорации Александра Гительсона в 2007 году на Озерной верфи в Шлиссельбурге была построена 23–метровая стальная океанская моторная яхта "Риа". Стоимость судна составила 95 млн рублей, взятых в кредит у Петро–Аэро–банка.
Во–вторых, для обеспечения свободы передвижения вице–президента ВЕФК Дмитрия Василенко были куплены две моторные яхты классом пониже, но зато импортные: 19–метровая Sunseeker Manhattan (45 млн рублей) и 20–метровая Johnson Pretty Lady (80 млн рублей). По данным Государственной инспекции по маломерным судам СПб, они по–прежнему ему и принадлежат, хотя он давно сменил место работы в ВЕФК на чиновничье кресло. Сначала он был мэром Шлиссельбурга, а теперь возглавляет муниципалитет Кировского района Ленобласти. Прошли через ООО "РИА" и шесть квартир в доме 18 на Константиновском пр. на Крестовском острове, но они пока суд не заинтересовали.
Расплылись кто куда
Когда грянул кризис, Петро–Аэро–банк и еще ряд банков, входивших в корпорацию, обанкротились. Агентство по страхованию вкладов стало взыскивать выданные банком кредиты, в том числе и с ООО "РИА". Фирма обанкротилась, в ней в 2010 году было введено конкурсное производство. Тем временем Александр Гительсон был арестован за целый ряд финансовых махинаций с миллиардами рублей, в том числе и с деньгами пенсионеров, прокачивавшимися через его банк ВЕФК. Однако осенью 2010 года банкир был выпущен под подписку о невыезде, которую сразу и нарушил, уехав в Израиль и затем в другие страны. Причем, по одной из версий, он сбежал от российского правосудия именно на своей яхте "Риа".
Шторма северных морей
В августе 2012 года яхта "Риа" подала сигнал SOS у берегов Голландии. Береговая охрана обнаружила на попавшем в шторм судне гражданку Австрии Елену Рунову и ее 65–летнего знакомого Сергея Соболева, гражданина Федерации Сент–Китс и Невис. Рунова числилась в базе Интерпола как гражданская жена Александра Гительсона, и пробивка по базе Сергея Соболева позволила идентифицировать пенсионера с экс–банкиром. Не прошло и 3 месяцев, как Александр Гительсон был арестован в своем доме под Веной и через 9 дней экстрадирован в Россию. Теперь он снова в Матросской Тишине — обвиняется сразу по нескольким уголовным делам. Как говорит руководитель московского офиса юрфирмы "Ремеди" Андрей Шашорин, конкурсному управляющему ООО "РИА" предстоит найти само судно физически и переправить его в Петербург. "Но могут еще возникнуть проблемы с исполнением решения российского суда в стране нахождения судна", — отмечает эксперт.