"Пассажиравтотранс" закупит автобусы-гармошки за 18 млн рублей, а через семь лет поставщик должен будет сам выкупить их не дешевле, чем за 3,6 млн рублей. До сих пор автобусные перевозчики в Петербурге не использовали форму обратного выкупа.
Петербургский государственный перевозчик "
Пассажиравтотранс
" закупит 17 больших низкопольных автобусов-гармошек с видеокамерами, кондиционерами и системами для входа инвалидов. Общая сумма контракта — 312 млн рублей. Таким образом, каждый автобус будет стоить около 18 млн рублей вместо обычной средней цены в 10-12 млн рублей.
Причина такой высокой цены – необычные условия закупки. Поставщик не просто продаст машины, но и будет полностью обеспечивать их ремонт и техобслуживание в течение семи лет, хотя обычно техобслуживание оформляют на полтора года. Более того, затем поставщик будет обязан сам же выкупить эти машины по цене не ниже 20% от первоначальной стоимости, то есть хотя бы за 3,6 млн рублей.
"Наше предприятие первым среди автобусных перевозчиков применяет такое условие. Деньги, которые удастся вернуть, снова направят на закупку транспорта. При подготовке документации мы консультировались с отечественными и зарубежными производителями", — рассказали dp.ru в "Пассажиравтотрансе". Поскольку поставщик сам будет выкупать свои автобусы, он будет заинтересован в их качественном ремонте и содержании, полагают в ГУПе.
Подобную форму выкупа называют несколькими терминами — обратный выкуп, buy-back или операционный лизинг. Она распространена в европейских странах и даже делится на несколько подвидов, в зависимости от изношенности транспорта.
В Петербурге вторичный рынок автобусов не развит. Причина тому – условие, выставленное Смольным. По нему, все городские автобусы должны быть в эксплуатации не более семи лет. Именно поэтому петербургское предприятие будет продавать свою технику через семь лет. И поставщик реализует ее точно не в Петербурге.
"Такие строгие условия по сроку эксплуатации автобусов, насколько мне известно, выставлены только в Петербурге. Даже в Москве технику используют дольше. Да там и "Газели" до сих пор ходят", — отметил в беседе с dp.ru Михаил Богданов, заместитель гендиректора ОАО "Третий парк", одного из крупнейших петербургских коммерческих перевозчиков.
"Третий парк" тоже вел переговоры с поставщиками об обратной форме выкупа автобусов. Но в результате на предприятии отказались от этой мысли. "Производители при такой форме закупки сразу же закладывали в цену все возможные риски, и стоимость становилась слишком высокой", — поясняют в "Третьем парке". А частные компании стремятся к максимальной экономии при первой закупке автобусов. Иначе им не удастся получить прибыль, поскольку, в отличие от "Пассажиравтотранса", их закупки подвижного состава не субсидируют из бюджета.
Сейчас "Пассажиравтотранс" собирает заявки желающих поучаствовать в конкурсе на поставку 17 автобусов. Как удалось выяснить dp.ru, как минимум два холдинга изучают конкурсную документацию и рассматривают возможность участия. Это ОАО "Кировский завод" с их маркой Goppel Bus (контрольный пакет акций этого немецкого производителя автобусов завод приобрел в прошлом году) и немецкий концерн Daimler AG, который производит автобусы под брендом Mercedes.
В концерне Daimler AG dp.ru сообщили, что изучают документы конкурса, объявленного "Пассажиравтотрансом", но окончательное решение об участии в нем пока не приняли. У компании уже есть опыт работы по контрактам с последующим выкупом техники, но не в России, а среди продукции концерна есть сочлененные автобусы (они же – автобусы-гармошки).
"Стоимость автобусов, конечно, будет зависеть от комплектации. Если нужна установка камер и кондиционера, стоимость повышается", — уточняют в Daimler AG. Компания, к слову, недавно выиграла значительный контракт в Москве на поставку 100 автобусов общей стоимостью более 1 млрд рублей, то есть, в среднем по 10 млн рублей за каждую машину.
Нынешний автопарк "Пассажиравтотранса" насчитывает 1,8 тыс. машин, средний возраст которых составляет пять лет. За нынешнюю форму обратного выкупа по каждому из 17 автобусов "Пассажиравтотранс" доплачивает примерно по 7 млн рублей. На вырученные через семь лет примерно 60 млн рублей предприятие планирует закупить новые автобусы. Это более выгодная схема, чем та, что действует сейчас. До сих пор при списании автобуса его рабочие детали отправляли на склад и использовали потом при ремонте новых закупленных машин, а остальное — утилизировали.