В борьбе за кадры работодатели придумывают все более изощренные способы привлечь ценных работников. В ход идут фрукты, массаж, кругосветное путешествие и т. п. Правда, так балуют работников только 10% работодателей.
Фантазия работодателей, думающих, чем бы еще эдаким завоевать лояльность работников, не знает границ. "Путешествие за счет компании продолжительностью 8 недель после 7 лет безукоризненной службы, возмещение стоимости услуг няни, готовящей детям, когда родители задерживаются на работе, занятие серфингом во время работы, альтернативные пенсионные программы, посещение салона красоты", — перечисляет руководитель службы HR компании "Что делать Консалт" Екатерина Константинова самые необычные и удивительные бонусы, которые ей известны. "Мои топ–5 редких и удивительных: кругосветное путешествие (бонус от международного банка), поездка на Ferrari, прыжки с парашютом, личный массажист на неделю и консьерж–служба на год (от мировых IT–компаний)", — добавляет руководитель рекрутинговой компании SQ–Team Алексей Горбунов.
"Представьте себе open space, где трудятся продавцы, — приводит свой пример Жанна Воробьева, директор по маркетингу "Шарко Центр". — Множество под копирку расставленных столов, компьютеры, телефоны. Суть поощрения заключается в том, что, если менеджер выполняет план продаж или входит в число лидеров, ему дополнительно разрешают установить перегородку, которая выполняет роль барьера от "любимых" коллег. Далее, если успех повторяется, менеджеру дают вторую стенку. И так далее. Но, если продажи просели, эффект обратный: одна перегородка переходит к более расторопному и дерзкому. По сути, этот способ мотивации очень схож с поощрением в виде отдельного кабинета".
Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting, еще вспомнила спа–центр в компании Microsoft, бесплатную коррекцию бровей в нью–йоркском офисе Google, специальную стипендию, которую компания DreamWorks Animation выплачивает своим работникам для того, чтобы они могли оформить свое рабочее место по своему разумению комфорта, и т. д. Это все западные примеры. Есть, конечно, и российские, но они несколько скромнее по производимому впечатлению.
Бабе — цветы, дитям — мороженое
Согласно недавнему опросу job–портала hh.ru, с начала лета в его базе вакансий было размещено более 1,6 тыс. объявлений о работе, в которых наряду со стандартными бонусами работодатели привлекали к себе соискателей бесплатной раздачей фруктов и мороженого в летнее время. Причем, как замечают в hh.ru, поддержку витаминами и сладостями обещали как потенциальным директорам подразделений, так и рядовым менеджерам. И хотя, как отмечают исследователи, таких вакансий появляется все больше, эксперты не спешат с оптимистическими выводами.
"К сожалению, необычными бонусами балует своих сотрудников не много российских компаний", — замечает Любовь Седнева, главный специалист отдела исследований рынка труда и кадрового консалтинга EMG Professionals. "Те, кто это делает, представляют в основном IT–сектор, — говорит Феликс Кугел, вице–президент и управляющий директор кадровой корпорации ManpowerGroup по России и странам СНГ. — В других сферах необычные бонусы встречаются нечасто". "В основном баловством занимаются западные и европейские компании, — добавляет Екатерина Константинова. — Российские работодатели используют более консервативные программы".
Впрочем, что считать баловством — вопрос корпоративной культуры. К примеру, Светлана Катаева считает, что такие поощрительные бонусы, как заграничные поездки, билеты на престижные концерты, театральные постановки, ужин с боссом, дополнительные оплачиваемые дни отдыха, давно уже перестали быть в новинку в западных компаниях. А Наталья Бутомо, директор по управлению знаниями кондитерского объединения "Любимый Край", из многообразия нематериальных бонусов, признаний, бенефитов и комплиментов, которыми она располагает как HR–специалист, выделяет корпоративную библиотеку, подарки для работников на праздники и сами праздники, возможность для каждого сотрудника инициировать проект и в случае его принятия реализовать задумку в качестве участника или руководителя.
Бонус с изюмом
Почему бонусы с изюминкой не в ходу — мнения экспертов разделились. Алексей Горбунов уверен, что большинство работодателей не верят в их полезность и не могут оценить эффективность своих затрат. Поэтому и применяют такие бонусы не более 10% компаний, говорит он. "Затраты на персонал сильно возрастают.Возрастают ли при этом эффективность и производительность — большой вопрос", — выражает сомнения работодателей Феликс Кугел.
А вот Жанна Воробьева просто уверена, что такие бонусы нужны, поскольку очень редко финансовая составляющая точно отображает заслуги работника.
"Экономический эффект есть, — без тени сомнения утверждает она. — Но его следует замерять в долгосрочной перспективе. Причем бонусы рассчитаны не столько на то, чтобы завтра специалист заработал для компании в 2 раза больше, сколько они являются сообщениями для сотрудника: "Ты все делаешь правильно, ты стараешься, мы тебя ценим. Продолжай в том же духе!" Я убеждена: если бонусы отсутствуют, сотрудник перегорает быстрее. Его ничто не подпитывает. Продуктивность падает, продажи, обороты тоже — это ли не экономический эффект?"
Впрочем, и этот эксперт сомневается, что в ближайшее время ряды работодателей, предлагающих нечто вдохновляюще удивительное, будут расти. "Основной мейнстрим сейчас — сокращение издержек, — говорит она. — Директора стремятся сократить затратную часть, а бонусы нередко попадают в их число".
Необычные бонусы действуют только тогда, когда создана и работает вся система привлечения, найма, адаптации и развития персонала, говорит Светлана Катаева. "Если этого нет, то никакие, даже самые необычные, бонусы не дадут нужного результата", — уверена она.
"Вряд ли кто–то примет решение о работе в компании только на основании нестандартных бонусов, — добавляет Алексей Горбунов. — Ценность этих видов стимулирования в другом: они позволяют работодателям выделиться среди прочих и, если к разработке бонусной системы в компании подошли правильно, усилить вовлеченность сотрудников. Если система продумана правильно и четко администрируется, экономический эффект ярко выражен в лояльности сотрудников и привлекательности HR–бренда".