Резкое падение спроса (-15%) на собранные в Петербурге автомобили заставляет поставщиков автокомпонентов воздержаться от инвестиций. Например, японская компания Unipres не спешит инвестировать 2 млрд рублей в производство в Петербурге.
Спрос на собранные в Петербурге и Ленобласти автомобили упал почти на 15% за январь–июль этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013–го, что существенно превышает темпы падения продаж легковых автомобилей за то же время в целом по России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, они сократились на 9,9%.
Остальные же автозаводы не могут похвастаться позитивной динамикой. И если у японской Toyota падение относительно небольшое, то у американских марок GM и Ford обвал продаж катастрофический — на 40 – 50%. Эксперты объясняют это тем, что производители давно не обновляли модельный ряд петербургских заводов, а также относительно высокой ценой в сравнении с корейскими и японскими конкурентами.
Уже не актуально
Вслед за автозаводами сокращают продажи и объемы производства поставщики комплектующих.
Исключением из этого правила является разве что только финский концерн Nokian Tyres. На минувшей неделе производитель шин объявил о падении продаж в России в первом полугодии более чем на 30% — выручка компании составила 231 млн евро против 336 млн евро за 6 месяцев 2013 года. Но, несмотря на это, Nokian Tyres намерен инвестировать в расширение российского производства 26 млн евро в этом году. "Продажи компании уверенно растут на других рынках за пределами РФ. В эти страны и увеличится наш экспорт из России — прежде всего в Центральную и Северную Европу, Северную Америку", — объясняет генеральный директор "Nokian Tyres Россия" Андрей Пантюхов.
Остальные производители
автокомпонентов
для петербургских автозаводов настроены менее оптимистично.
Напомним, что в феврале этого года генеральный директор "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" Дмитрий Михайлов заявлял о том, что уже в 2014 году в парке поставщиков для петербургского завода Nissan появится первый производитель. Им станет японский Unipres, занимающийся штамповкой элементов кузова. Заявленный объем инвестиций — 2 млрд рублей. Компания уже зарегистрировала российскую "дочку" на Комендантском пр. Однако теперь перспективы этого проекта туманны: началось ли строительство завода и какие еще компании могут прийти в парк, не ясно. "Мы пока не готовы ничего заявлять официально. Это закрытая коммерческая информация. Nissan не раскрывает своих поставщиков", — заявил представитель "Ниссан Мотор Рус" Роман Скольский в ответ на вопрос "ДП" о ходе реализации проекта.
Претерпели изменения планы развития пула поставщиков и у южнокорейского производителя. Ранее сообщалось, что Hyundai обратился к властям Петербурга с просьбой рассмотреть возможность расширения участка для развития производства автокомпонентов. Теперь в "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" говорят, что этот вопрос уже не актуален.
"Наши поставщики подавали заявку, чтобы изучить ситуацию и возможности для расширения уже существующих производств. Строительства новых производств не планируется. У нас 47% локализации, мощностей, которые есть у поставщиков в Каменке, нам сейчас хватает" — заявила представитель Hyundai Мария Мальцева.
Тренд на сжатие
По словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, изменений в ближайшее время ждать не стоит, рынок упадет еще на 10% — принятые государством меры, например ограничение закупки импортной техники за госсчет, не дадут большого эффекта.
"Большинство средних компаний в компонентном кластере сильно осторожничают, тем более при таком политическом климате. Кругом все экономят", — объясняет финансовый директор ООО "Металлопродукция" Олег Букин.