Редактор dp.ru Александр Сологуб - о новом президентском сроке Владимира Якунина и о том, кто возглавит РЖД через три года.
На прошлой неделе завершилась интрига, тянувшаяся более 2 месяцев: Владимира Якунина вновь назначили президентом РЖД. Хотя некоторые участники рынка поговаривали, что контракт не продлят на все 3 года, а то и вовсе прекратят. По одной из версий, Якунину оставалось работать главой РЖД не больше года, по другой — ему грозила отставка по возрасту: 30 июня главному железнодорожнику страны исполнилось 66 лет. Однако тут надо уточнить, что глава РЖД не является госслужащим и законодательно возрастных ограничений его президентству не предусмотрено.
В марте этого года минфин США внес Владимира Якунина в черный список, запретив въезд в страну и заморозив активы на территории США. Некоторые эксперты полагали, что по этой причине с Якуниным не продлят контракт, так как во главе монополии, регулярно занимающей средства за рубежом, должен стоять человек с незапятнанной репутацией и без порочащих его связей.
Назывались даже кандидатуры на место руководителя железнодорожной монополии. В частности, звучало имя более молодого соратника Якунина — Вадима Морозова. Но, в общем, все оказалось блефом, Вадим Морозов остался первым вице–президентом РЖД. Ему уготована на ближайшие 3 года наиважнейшая роль по дальнейшему реформированию железной дороги, которое уже продолжается более 10 лет.
После назначения Владимир
Якунин заявил, что посвятит свою деятельность повышению клиентоориентированности РЖД. "Клиент должен быть максимально удовлетворен", — объяснил задачу Якунин. А возглавит процесс повышения клиентоориентированности Вадим Морозов. Возможно, это означает, что на следующий срок контракт подпишут уже с ним, а может быть, на него спишут все неудачи РЖД и отправят куда–нибудь подальше от железной дороги, которая в последние годы переживает не лучшие времена.
Как уже не раз писал "ДП", погрузка на РЖД давно сокращается, а в последнее время с дороги сворачивают и пассажиры — на самолете им добираться до пункта назначения быстрее, а главное, дешевле. Высокая цена, низкая скорость и качество обслуживания — главные причины, по которым клиенты предпочитают другие виды транспорта.
Но главное — с каждым годом РЖД обходится налогоплательщикам все дороже и дороже. Как писал "ДП", на будущий год железнодорожники просят 100 млрд рублей субсидий — это рекордная сумма за то время, что компанией руководит Владимир Якунин, — с 14 июня 2005 года. За 9 лет его правления железнодорожная монополия получила из бюджета около 500 млрд рублей. Из которых большая часть пошла на компенсацию убытков от перевозок грузов и пассажиров, а остальное было направлено на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. При этом общая протяженность железнодорожных путей сократилась. Впрочем, старые пути уже никому не нужны — нужны новые высокоскоростные, по которым летают комфортные поезда, и все это удовольствие должно быть по карману большинству россиян.