Минтруда предложило работодателям оплачивать занятия спортом. Рынок корпоративного фитнеса в Петербурге может вырасти на 2,8 млрд рублей. В прошлом году объем фитнес-рынка составил 2,7 млрд рублей, на корпоративные заказы приходится около 10%.
На прошлой неделе
Минтруда предложило работодателям оплачивать занятия спортом. В соответствии со ст. 226 Трудового кодекса "Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда", куда с 2015 года отнесен и спорт, работодатели обязаны тратить на эти цели не менее 0,2% от всех затрат на производство продукции.
Основная составляющая затрат — фонд заработной платы, который в 2013 году достиг в Петербурге 1,4 трлн рублей, таким образом, потенциально на оплату спорта может быть направлено 2,8 млрд рублей.
Физкультура за счет работодателя
В прошлом году объем петербургского фитнес–рынка составил 2,7 млрд рублей. Сейчас на корпоративные заказы в общем объеме продаж абонементов фитнес–операторов приходится около 10%. Поддержка этого направления со стороны государства позволила бы фитнес–клубам нарастить эту долю до 30%, говорят участники рынка.
Впрочем, пока работодатели не слишком охотно тратят деньги на спорт для сотрудников. По данным исследований SuperJob, всего 2% петербургских вакансий включает оплату занятий спортом, в основном это вакансии крупных и средних компаний.
Как ни странно, большая часть таких предложений адресована линейному персоналу, рабочим или специалистам. И только 10% вакансий с оплатой спорта касается руководителей высшего и среднего звена.
Чаще всего компании покупают абонементы пакетами по 30–50 штук. Сети предоставляют таким покупателям дополнительные скидки в зависимости от количества приобретаемых абонементов. В большинстве случаев работодатели просто делятся этими скидками с сотрудниками. Так, "Яндекс" по договоренности с самыми разными фитнес–операторами предоставляет сотрудникам корпоративные скидки на фитнес. "Росгосстрах" также предоставляет льготные абонементы фитнес–залов благодаря спецусловиям, которые компания получает как крупный корпоративный клиент.
Среди абсолютных лидеров по приобретению абонементов для сотрудников — крупные госкорпорации, банковский сектор и нефтяные компании, рассказывают в сети "Алекс Фитнес". В SuperJob отмечают, что в первую очередь подобные компенсации своим сотрудникам предлагают сами спортивные комплексы — 42% вакансий. Далее идут торговые компании — 18% вакансий и сегмент IT и телекома — 13% вакансий.
Недоступный спорт
Впрочем, обойти поправки будет несложно. Ведь эти деньги можно потратить не на спорт, а на новый шкаф или обустройство дорожек, что тоже считается улучшением условий труда. "Конечно, компенсация работодателя могла бы помочь тем, кто давно собирался вести активный образ жизни, — признает Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru, — но больший эффект для увеличения популярности спорта дало бы повышение заработных плат, которое тормозится и экономической ситуацией".
В целом и фитнес–операторы трезво оценивают шансы на приток новых корпоративных клиентов. "Работодатели не могут в одночасье обязать своих сотрудников заниматься спортом, корпоративный фитнес — это дополнительная опция, от которой многие вынуждены отказываться из–за сложной экономической обстановки", — говорит Алексей Ковалев, президент холдинга "Алекс Фитнес".
По его мнению, система, предложенная правительством, должна быть доработана, нужны дополнительные преференции в виде субсидий, системы грантов, налоговых поблажек. Сотрудники компаний готовы частично оплачивать затраты на покупку фитнес–карты, но нужна поддержка компании, говорят в Fitness House.