Депутат петербургского парламента Сергей Шатуновский выступил с федеральной инициативой о финансовой амнистии для физических лиц, позволяющей легализовать деньги с зарубежных счетов за символический налог в 1,3%. Это самый радикальный из предложенных пока вариантов амнистии.
Депутат от "Единой России" Сергей Шатуновский предложил на заседании бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания инициативу федерального законопроекта "О размещении денежных средств", которая предполагает введение с 2015 года сроком на год амнистии зарубежных капиталов в России для физлиц. Депутат ссылается на то, что в стране появилась нехватка денежных средств и капитала, а также ограничивается доступ российских компаний на зарубежные рынки. Он предложил выступить с инициативой амнистии, чтобы физические лица смогли легализовать свои зарубежные активы и вернуть их в российские банки, тем самым обеспечив приток капитала.
Физические лица, рассказавшие о своих заграничных счетах и вернувшие деньги в российские банки, будут, по замыслу автора, получать налоговые преференции. Им нужно будет заплатить в казну не 13% от декларированной суммы, а всего лишь 1,3%. По словам Шатуновского, подобный опыт амнистии был в Италии, и в страну вернулись значительные суммы денег, а казна получила солидный доход. Парламентарий добавил, что после принятия закона и петербургский бюджет сможет пополниться, если часть денег будет возвращаться в петербургские банки.
В 2007 году в России проводилась налоговая амнистия. Любой гражданин мог задекларировать доходы, полученные до 2006 года, без указания источников дохода, уплатив 13%. Но в итоге в казну поступило всего 3,7 млрд рублей. "Неудачей прошлого закона стала возможность наказания за вывод средств из страны после их декларирования в российских банках", — считает Шатуновский. Кроме того, налоговых льгот в прошлый раз не предоставлялось. Депутат предлагает учесть опыт и ошибки и оградить тех, кто собирается вернуть деньги в Россию, от преследования за незаконный вывод средств. Согласно законопроекту, декларационный платеж не может "являться доказательством обвинения по уголовным и административным делам", а правоохранительные органы могут потребовать обнародовать сведения о декларационном платеже только для проверки его подлинности. Кроме того, физические лица при легализации денег не должны сообщать источники их происхождения.
По различным оценкам, в последние несколько лет из России ежегодно незаконно выводится около $50 млрд. По данным Global Financial Integrity, с 2001 по 2010 год из России незаконно вывели $152 млрд. Впрочем, глава Центробанка Эльвира Набиуллина говорила, что в этом году вывод капитала из России по сомнительным основаниям снизился на треть и составил $26 млрд.
Вопрос о новой налоговой амнистии в последнее время поднимался не раз, и на встрече с депутатами в Ялте Владимир Путин заявил: "Я не исключаю, что это возможно". В прошлом году на форуме Сбербанка "Россия-2013" вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что если банковское сообщество выступит с предложением, правительство готово будет его внимательно рассмотреть. В апреле этого года стало известно о том, что над этим вопросом работают в правительстве — обсуждались различные варианты, от полной амнистии до уплаты налога, и размер этого налога, а в июле о подготовке амнистии для зарубежных капиталов отечественного происхождения объявили в Совете федерации, причем идея получила принципиальную поддержку минэконоразвития и минфина. Сенаторы рассчитывали на приток около $6 млрд. С другой стороны, в Совфеде недавно подготовили поправки в УК, ужесточающие наказание за уклонение от уплаты налогов, в том числе за использование оффшорных схем, что также может послужить мотивацией для возвращения капиталов. При этом если в Белом доме отталкиваются от величины налога в 20%, то сенаторы, например, придумали заменить налог вложениями в российские ценные бумаги и региональные инвестпроекты. Петербургский депутат со своими 1,3%, таким образом, предложил самое пока радикальное решение.
Однако предложение Шатуновского вызвало критику коллег. Депутат от "Справедливой России" Любовь Седейкиене несколько раз спрашивала, в чьих интересах предложен законопроект, но четкого ответа так и не получила. По ее словам, нельзя принимать закон, в котором люди могут не раскрывать источники своих денег. К ней присоединился и депутат Алексей Макаров, заметивший, что закон дает шанс легализовать деньги, полученные коррупционным путем. Сергей Шатуновский отметил, что это философский вопрос и туманно ушел от прямого ответа.
Скептически отнесся к закону и глава комитета финансов Смольного Эдуард Батанов. Он отметил, что к идее пополнения бюджета России и Петербурга он относится положительно, но слабо верит, что закон будет работать.
Депутаты решили, что закон требует небольшой доработки, и пока его лишь приняли за основу, чтобы внести изменения и потом предлагать Госдуме.