Руководитель практики "Стратегическое планирование" ГК "Институт тренинга - АРБ Про" Демид Голиков - о том, почему этот год войдет в число переломных для российского бизнеса.
Этот год войдет в число переломных для нас. Действующая власть добилась своей стабильности в стране ценой стабильности своей страны в мире. Как бы мы расставили акценты, говоря о последствиях этих шагов для бизнеса? Первое — шансы на выход на развитые зарубежные рынки и создание экспорта снижаются. Да, десятки больших и малых компаний (некоторые из Петербурга) вышли на зарубежные рынки материалов и компонентов, систем автоматизации, программных продуктов, ресторанов. Да, не у всех российских компаний получилось: Сбербанк не открыл отделения в Лондоне, "Суперджет" не пополнил парк хотя бы нескольких зарубежных авиакомпаний, российские скоростные суда не стали объектом коллекционирования наряду с "обычными" яхтами. Причина — имидж страны. Он значит не меньше, чем управленческая квалификация компании. Этот имидж зиждется в том числе и на способности власти создать интерес к своей стране у сильных государств мира. Но произошло ровно обратное. Не так много американцев, европейцев, японцев рвется работать на российского работодателя под российским брендом. Санкции со стороны наших властей, кому бы они ни были адресованы, лишают компании с внешнеэкономическим потенциалом шансов на место в глобальных цепочках поставок.
Второе — поддержка конкуренции. Запрет на польские яблоки и мясо, возможно, поможет питерскому фермеру войти на прилавок розничной сети или поднять цены на фермерском рынке, увеличив маржу. Это даже частично компенсирует ему как потребителю рост цен на другие товары. Но повысит стоимость финансирования. При этом есть другой, более мирный способ поддержать предпринимателя, например, трансформировать режим регулирования по образцу быстрорастущих стран. Продолжая санкции, мы рискуем получить снижение планки конкурентоспособности — как по качеству, так и по стоимости продукта. "Ашан", "Леруа Мерлен", "Макдоналдс" и IКЕА для российских ретейлеров — ориентиры по эффективности процессов и управлению персоналом, а для поставщиков — пример взыскательного и конструктивного закупщика. И, если вдохновленный санкционной политикой Потребнадзор изменит их планы в России, проиграет и потребитель, и амбициозный управленец.
Что же остается? Шире смотреть на свой продукт и круг клиентов? Да, как и раньше. Осваивать системы бизнес–аналитики, QRM и другие современные управленческие технологии для достижения превосходства по стоимости продукта? Да, и это актуально. Делать суперпродукт для внешних рынков? Да, вопреки сказанному. Тогда что нового? Может, снизить градус амбиций. Но это дело личное.