Предприниматели Николай и Мария Курылевы 10 лет развивают семейное швейное предприятие. Одежда для грудного вскармливания помогла компании утвердиться на рынке, и теперь владельцы планируют за 3 года удвоить оборот предприятия.
Николай и Мария Курылевы открыли свое дело в 2005 году, взрывному росту бизнеса они предпочитают плавное постепенное развитие. За время работы дела шли с переменным успехом, только в этом году Николай Курылев ушел с параллельной работы по найму в автобизнесе, которая была страховкой на случай неудач в семейном деле.
От двух машинок до цеха
ООО "Артос" началось с двух швейных машинок и небольшого помещения, арендованного на территории бывшего завода. Мария Курылева — по образованию дизайнер–технолог трикотажа — начала вместе с мужем развивать бизнес по пошиву спецодежды. Стартовый капитал компании составил не более $1 тыс., и первые годы работы были не слишком удачными. "Однажды мы несколько месяцев подряд работали в убыток, оставаясь в минусе примерно на 10 тыс. рублей", — рассказывает Николай Курылев. Затем были попытки совместить оптовую продажу одежды с ателье, но в итоге от этой идеи отказались, и сейчас компания почти не продает вещи в розницу, в частности, для того чтобы не конкурировать со своими основными клиентами — интернет–магазинами и небольшими ретейлерами.
Постепенно в компании появлялись новые швеи, клиенты стали постоянными, и, пережив кризисный 2009 год, компания начала расти, заменять устаревшее оборудование и начинать работу в новых нишах, которые оказались перспективными и принесли новых клиентов. К производству униформы (в основном для медработников, сотрудников автосервисов и сетевых магазинов) добавилось изготовление одежды для беременных под маркой Lo–Lo и непромокаемого постельного белья Dry bed. "Как ни странно, ниши оказались незаполненными, — рассуждает Мария Курылева, — например, одежду для беременных делают многие, но вещи, скроенные специально для грудного вскармливания, встречаются редко".
Сейчас компания арендует около 200 м2 производственных площадей и около 100 м2 офисных. Большую часть заказов фирма выполняет самостоятельно, но некоторые, в основном по двум новым направлениям, отдаются на аутсорсинг. Рентабельность бизнеса составляет около 30%, а годовой оборот фирмы достиг 20 млн рублей. "Мы не стремимся к резким скачкам и удвоить оборот планируем через 3 года", — говорит Мария Курылева. Она поясняет, что быстрому росту мешает не нехватка клиентов: их компания находит в основном через соцсети и с помощью звонков потенциальным заказчикам. Сложнее найти персонал, который сумеет качественно выполнить заказ, не срывая сроков. Владельцы компании уверены, что неспешное наращивание оборотов помогает сохранить репутацию — даже один раз опоздав с выполнением заказа, можно отпугнуть будущих клиентов. Сейчас в компании работают 25 сотрудников, и Мария Курылева с гордостью отмечает, что текучки кадров почти нет.
Корпоративный рынок
Объем петербургского рынка одежды эксперты оценивают примерно в 230 млрд рублей, при этом до 90% рынка составляет импорт. Однако в отрасли спецодежды все иначе — большую часть рынка занимают местные фирмы. По оценке DISCOVERY Research Group, доля импорта спецодежды на российском рынке около 2%. Производителей униформы в городе более 150, многие работают также в иных направлениях, например изготавливают одежду на заказ, вещи для спорта. Ася Когель, совладелица модного дома KOGEL, рассказывает, что для производителей спецодежды 2008–2009 годы были крайне сложными: компании тогда не знали, с каким бюджетом останутся к концу года, и не тратились на униформу. Но затем спрос начал восстанавливаться, и сейчас он заметно выше докризисного уровня. "Например, мы шьем одежду для хостес, для выставок, — рассказывает Ася Когель. — Среди клиентов — компании, которые заботятся о брендинге, от ювелирных фирм до медицинских центров".