На фоне конфликта автохолдинга "РРТ" Олега Барабанова с банком "ВТБ" связанное с бизнесменом ЧОП "РРТ–Резерв" борется за контракт на охрану аэропорта Пулково, подконтрольного банку.
Как стало известно "ДП", ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС, консорциум ВТБ, немецкого Fraport AG и греческого Copelouzos, созданный для развития аэропорта Пулково) планирует в ближайшее время объявить конкурс на закупку услуг по охране объектов петербургского аэропорта. За эти контракты, которые участники рынка оценивают отнюдь не в деньгах (общая сумма заказов измеряется сотнями тысяч рублей), а в престиже и открывающихся дополнительных возможностях, развернулась ожесточенная борьба между крупными игроками охранного рынка Петербурга.
Первые в очереди на посадку
Основными претендентами являются компании, уже охраняющие объекты Пулково: группа ОП "Комбат" Сергея и Александра Ивановых (с мая 2014–го по май 2015 года охраняет здание бывшего терминала Пулково-2 на Стартовой ул., 17), а также ЧОП "РРТ–Резерв", принадлежащий ветеранам спецназа внутренних войск Игорю Микуличу, Сергею Сигареву и Михаилу Яблокову (с ноября 2013–го по ноябрь 2014 года охраняет автостоянку перед новым терминалом, а с декабря 2013–го по декабрь 2014 года — здание бизнес–центра аэропорта, офиса ВВСС). Примечательно, что с 2007 по 2013 год соучредителем "РРТ–Резерва" был президент автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов. Сам он уверяет, что больше не имеет к охранному бизнесу отношения, продав доли нынешним владельцам. Гендиректор компании Сергей Сигарев также утверждает, что Олег Барабанов давно вышел из бизнеса. Но в самом ВВСС до сих пор связывают "РРТ–Резерв" с его именем.
Сейчас, по версии участников рынка, к борьбе подключились и другие игроки, проигравшие аналогичный конкурс в прошлом году: ОП "Алекс–Секьюрити", ОП "СТАФ", ОО "Капитан" (связана с банком "Санкт–Петербург"), а также ОП "Магистраль" (связано с ХК "Форум" Дмитрия Михальченко). "Магистраль", в частности, охраняла ряд объектов Пулково до 2013 года, но потеряла их после прошлогоднего тендера.
Проект специального назначения
Для партнеров Олега Барабанова победа в новом тендере ВВСС имеет большое значение. Дело в том, что после банкротства автохолдинга "РРТ", для охраны объектов которого и создавался ЧОП в 2007 году, фирме пришлось разбавлять портфель контрактов сторонними заказами. "Автоцентры РРТ мы больше не охраняем", — сетует Сергей Сигарев. По словам участников рынка, сами по себе расценки ВВСС за столь сложный объект, как аэропорт, — 100 – 150 рублей в час за один пост охраны — невелики. Но обладание таким контрактом, во–первых, престижно, а во–вторых, позволяет зарабатывать на попутных заказах — например, по обслуживанию различных мероприятий и делегаций на территории аэропорта, а также расположенных там коммерческих объектов.
Охранник с дипломом
История бизнеса Олега Барабанова и его холдинга "РРТ" берет свое начало в 1990–х годах, когда он со своими друзьями (все профессиональные автогонщики) открыл в Петербурге фирму, занимавшуюся тюнингом автомобилей "Лада". При этом изначально он не чужд был и охранному бизнесу: как рассказал он сам, второе из двух его высших образований связано именно с менеджментом охранного предприятия.
В 2000–х годах автохолдинг "РРТ" вошел в число лидеров дилерского рынка Петербурга. Его 27 автосалонов продавали машины марок General Motors, Subaru, Nissan, Skoda и Hyundai. Однако в 2013 году из–за проблем с банком "ВТБ" холдинг сорвал поставки более 1,5 тыс. автомобилей. Все производители расторгли с ним дилерские контракты (часть из которых, впрочем, была перезаключена с подконтрольными бывшим партнерам Олега Барабанова Сергею Пушкину и Андрею Ивойлову фирмами "Автовыбор", "Марка" и "Р–Моторс"). Тогда же банки "ВТБ", "Санкт–Петербург", Горбанк, Невский народный банк и Связь–Банк, финансировавшие строительство и скупку автоцентров (на общую сумму около 3,3 млрд рублей), инициировали процедуры банкротства входящих в него юридических лиц. Частично кредиты перед банками были погашены в ходе распродажи части автоцентров. Однако вопросы с банком "ВТБ", которому за долги в 2 млрд рублей были заложены почти все оставшиеся автоцентры, так и не урегулированы.
"Банк неоднократно предпринимал попытки совместного с автохолдингом "РРТ" поиска путей решения кризиса, — рассказали в пресс–службе ВТБ. — Были проработаны десятки схем рефинансирования долговой нагрузки. Но все меры не привели к ожидаемому результату, поскольку руководство РРТ и его владелец Олег Барабанов не выполняли взятые на себя обязательства. ВТБ исправно осуществлял финансирование, но до заявленных целей средства не доходили, и у банка нет информации, на что они были потрачены".
Правда, жесткая риторика банка сопровождалась весьма лояльным отношением к должнику. По–видимому, тем самым банкиры дают должнику шанс самостоятельно расплатиться с долгами. Так, банк как залогодержатель автоцентров согласовал договоры их аренды с фирмами партнеров Олега Барабанова, которые теперь продают в них машины. Тесное сотрудничество "дочки" банка "ВТБ" — ВВСС — с ЧОП "РРТ–Резерв" также развивается на фоне долгового конфликта. "ВВСС является самостоятельным юрлицом, к проводимым им конкурсам СЗРЦ ВТБ отношения не имеет", — заявили в пресс–службе банка.
Спорная история
Вокруг конкурсов ВВСС и ранее регулярно возникали споры. Вспомнить хотя бы громкий конфликт ВВСС с компанией "Карго Сервис". Ее оператор аэропорта принудительно лишил возможности упаковывать багаж пассажиров в здании еще старого аэровокзала из–за разногласий по поводу размера и способа покрытия арендной платы. А когда управляющая компания начала распределять коммерческие площади в новом терминале, начались новые споры.
Так, представитель германской торгово–финансовой группы Heinemann сетовал, что неожиданно лишился права аренды площадей под магазины беспошлинной торговли (duty free) в новом терминале, хотя по предварительным договоренностям с ВВСС рассчитывал сохранить бизнес в аэропорту. Но в результате конкурса ВВСС оператором duty free в новом терминале Пулково стала итальянская The Nuance Group. А позже руководство ВВСС договорилось с Heinemann о том, что она откроет свои торговые точки в старом терминале после завершения его реконструкции. Все компании, лишившиеся возможности вести бизнес в Пулково, были решительно настроены добиваться справедливости и отстаивать свои права в суде. Но вскоре те из них, кто не договорился с ВВСС мирно, отказались от своих притязаний.
“
Обладание таким контрактом, во–первых, престижно, а во–вторых, позволяет зарабатывать на попутных заказах, причем не только от основного заказчика и его клиентов. Помнится, когда мы обеспечивали безопасность Петропавловской крепости, заказчик рекомендовал нас для охраны проводившихся там концертов, спектаклей и других массовых мероприятий, что ощутимо сказывалось на общей рентабельности объекта. В международном аэропорту, таком как Пулково, таких возможностей, полагаю, куда больше.
Андрей Григорьев
совладелец ОП "Секьюрикоп"
“
Компания осуществляет закупочную деятельность в соответствии с действующим законодательством. Информация о закупках размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru. Победителем конкурсных процедур становится поставщик, сделавший наилучшие коммерческое предложение. Благодаря конкурсным процедурам компания ежегодно экономит до 20% денежных средств, выделяемых на закупку товаров и услуг. Осенью 2013 года ООО "ОП "РРТ–Резерв" стало победителем открытого конкурса на оказание охранных услуг, сделав наилучшее коммерческое предложение.
Игорь Лаптев
представитель концерна ВВСС
“
Никакого диалога с главой ВВСС Сергеем Эмдиным в свое время у нас не получилось, суды ни к чему не привели, компания, которая занималась упаковкой в петербургском аэропорту, банкротится, сейчас находится на завершающем этапе ликвидации. Откровенно говоря, мы уже и думать забыли про Пулково, бесперспективная это затея, развиваем бизнес в других аэропортах России и за ее пределами, недавно запустили упаковку в международном аэропорту города Каунаса в Литве — это более плодотворное занятие, чем судиться с ВВСС.
Александр Федосеев
глава и совладелец "Карго Сервис"