С 2015 года распоряжаться деньгами на капремонт жилья вместо районных администраций будет городской фонд, подконтрольный Смольному. Рынок подрядов на 7 млрд рублей в год ждет передел.
Уже через 3 месяца на рынке капитального ремонта многоквартирных домов (МКД), емкость которого — свыше 7 млрд рублей в год, начнется передел. С 2015 года в Петербурге, как и во всей стране, изменится механизм финансирования капремонта: работы будут выполняться не за счет бюджета, как сейчас, а на средства, собираемые с собственников жилья. Конкурсы по отбору подрядчиков для капремонта будут проводить не районные администрации, как это происходит сегодня, а специально созданный Смольным общегородской Фонд — региональный оператор капитального ремонта общего имущества в МКД (Фонд капремонта).
Деньги в одни руки
С 1 ноября 2014 года петербуржцы ежемесячно начнут платить по 2 рубля с 1 м2 на капремонт. С 2015 года оплату дифференцируют: в зависимости от индивидуальных характеристик дома она составит 2 – 4 рубля с метра. Программу капремонта на 2015 – 2030 годы, в которую вошли 22,3 тыс. многоквартирных домов, правительство города утвердило этой весной. В целом на ее выполнение потребуется 502,9 млрд рублей.
Годовой объем финансирования, по подсчетам Фонда капремонта, составит 7,2 млрд рублей, а к 2016 – 2017 годам может вырасти до 20 млрд рублей.
Принятый в декабре 2013 года закон Петербурга о капремонте дал собственникам жилья право выбора: перечислять собираемые на ремонт деньги в городской фонд или аккумулировать их на индивидуальном счете своего дома. Этот выбор собственники должны были сделать в течение 2 месяцев с момента публикации ремонтной программы. Если они этого не сделали, их деньги направят в городской Фонд капремонта. Свыше 90% граждан с выбором не поспешили или решили отдать деньги фонду.
За те годы, что ремонтными деньгами распоряжались районные администрации, сложился определенный пул подрядчиков, которые специализировались на участии в соответствующих конкурсах. "ДП" составил рейтинг этих подрядчиков (см. таблицу). В каждом районе большинство контрактов традиционно получают одни и те же компании. Например, лидер по капремонту в Центральном районе — ООО "РосЭнергоСистемы", в Петроградском — ООО "РСТ–сервис" и ООО "РОС–сервис", в Приморском — ООО "МЛМ Нева–Трейд".
В Фонде капремонта считают, что изменения процедуры торгов приведут к существенным переменам в составе подрядчиков. Например, в марте этого года районные администрации объявили 122 подрядных конкурса. Но найти информацию об этих процедурах смогли только те компании, которые точно знали, когда их объявят и где будут опубликованы условия, говорят в фонде.
С 2015 года все ремонтные тендеры будут размещаться на электронной торговой площадке "Росэлторг". "Это позволит избежать нарушений антимонопольного законодательства, снижается возможность сговора участников, поэтому рынок может значительно измениться", — считает начальник отдела организации и проведения торгов Фонда капремонта Виталий Мухутдинов.
По его мнению, новая система электронных торгов будет более прозрачной, а условия участия в конкурсах — более жесткими. От претендентов будет требоваться наличие опыта работы не менее 3 лет и обеспечение деньгами 30% стоимости подряда. Репутация подрядчика не должна быть испорчена недобросовестной работой в последние 2 года, налоговыми и прочими задолженностями.
"Нас туда не пускают"
Участники ремонтного рынка считают, что изменения в составе подрядчиков будут связаны прежде всего с тем, что ремонтными деньгами станут распоряжаться не районные администрации, а Фонд капремонта.
"Мы не участвуем в таких конкурсах, потому что нас туда просто не допускают. Там работают только строго определенные фирмы", — говорит представитель управляющей компании одного из крупных петербургских застройщиков. По его версии, значительная часть денег, которые выделяются на капремонт, идет не на оплату работ. Это косвенно подтверждается, например, тем, что оборот крупнейшего подрядчика по ремонту и замене лифтов, ООО "МЛМ Нева–Трейд", который ежегодно выигрывает конкурсы на миллиарды рублей, не превышает 700 млн рублей. Получить комментарий от этой компании о причине такой разницы не удалось.
Управленческий передел
Председатель
Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова сомневается, что стоит ожидать появления большого количества новых игроков на рынке: "Думаю, те же компании просто перекочуют в новую систему. Но качество ремонта не повысится".
Более или менее прилично работают подрядчики–лифтовики, потому что это сложная сфера, требующая довольно высокой квалификации, отмечают эксперты. А вот ремонтом фасадов, кровель, труб часто занимаются фирмы–однодневки. Сдав работу, учредитель ликвидирует компанию, чтобы не отвечать за качество в течение гарантийного срока (по разным видам работ он составляет 5–20 лет). Потом тот же предприниматель создает другую фирму, а претензии предъявлять некому.
Глава ООО "Жилкомсервис" Федор Ивайловский отмечает: "Если ремонт будет проводиться через правительственный фонд, все, как и прежде, будет зависеть от человеческого фактора и коррупционной составляющей".
Владимир Кузьмичев, гендиректор ЗАО "Сервис–Недвижимость" (управляет и ремонтирует жилье, построенное ГК "Эталон"), считает: масштабный передел в 2015 году произойдет и на рынке управления жильем. Это связано с запуском механизма лицензирования управляющих компаний. Не все компании смогут получить лицензию, ведь при желании недостатки можно найти в работе любой УК.
“
Жилищная сфера слишком специфическая и проблемная, так что не много желающих сюда идти. Тот, кто не набил себе шишек, много лет работая именно на этом рынке, может попасть на очень большие деньги. Так что вряд ли здесь произойдут серьезные перемены. К тому же многие сотрудники районных администраций, отвечавшие за проведение ремонтных конкурсов, перейдут в Фонд капремонта (или уже сделали это). Другое дело — качество ремонта. На этот счет у меня есть сомнения. В советское время за капремонт без расселения дома не взялся бы ни один уважающий себя строитель.
Eвгений Gургин
гендиректор УК "Стакс"
“
Пока на аукционы выставили только разработку проектной документации, поэтому сейчас сложно анализировать, как новая система финансирования капремонта скажется на нашем рынке. На мой взгляд, и раньше те, кому это было важно, без проблем находили информацию о конкурсах. Новые игроки появлялись, а значит, проблем в этом смысле не было. Будем надеяться, что торги будут проходить честно и с четкими критериями. Но есть опасность, что на них начнут приходить неизвестные компании, которые будут скидывать 50% цены и исчезать.
Илья Молодцов
гендиректор ООО "Кредо–сервис" (ремонт инженерных систем)