"Деловой Петербург". Встретились на кухне

Автор фото: Коньков Сергей

Первая мебельная фабрика петербургского миллиардера Александра Шестакова и немецкий производитель мебели Alno основали совместное предприятие и вложат 50 млн евро в создание самого большого в России производства кухонь.

Первая мебельная фабрика ( ПМФ) петербургского миллиардера Александра Шестакова (номер 63 в рейтинге "ДП" с состоянием 12 млрд рублей) создала совместное предприятие (СП) с немецким мебельным гигантом Alno, который контролируется концерном Whirlpool. В течение года партнеры инвестируют 50 млн евро в создание в Петербурге самой большой в России фабрики по производству кухонной мебели. После ввода экономических санкций против России многие иностранные фирмы отказываются от совместных проектов с российскими фирмами. Но немцы решили рискнуть, рассчитывая на госзаказ в рамках программы строительства нового муниципального жилья.

С прицелом на 10% рынка

Как рассказал "ДП" Александр Шестаков, переговоры о создании СП с компанией Alno руководство ПМФ вело почти год. "Договор подписан на прошлой неделе. Доли в СП — 50% на 50%", — сообщил он. Совместное предприятие будет работать под брендом "Первая мебельная фабрика — Alno". В течение года партнеры вложат 50 млн евро в создание в Петербурге нового производства по выпуску кухонной мебели. Оно появится на существующей площадке ПМФ в Мебельном проезде Петербурга, где расположено 35 тыс. м2 промышленных корпусов. Еще 10 тыс. м2 новых производственных площадей построят по соседству на участке площадью 1 га, купленном ПМФ в этом году для расширения.
В Петербург из Швейцарии до конца года перевезут новые производственные линии фирмы Piatti, входящей в концерн Alno. На монтаж оборудования потребуется 5 – 6 месяцев. Запуск завода будет производиться очередями в течение следующего года. А нынешние мощности ПМФ будут модернизированы. "В состав нового производства войдут существующие линии по выпуску фасадов и гостиничной мебели. Остальное оборудование, не задействованное в новом производстве, будем распродавать", — сообщил Александр Шестаков.
Мощность нового предприятия будет самая большая в России — 1 тыс. корпусов в день, что соответствует примерно 100 – 120 комплектам. Сейчас ПМФ выпускает 300 корпусов в день. "В перспективе предприятие планирует занять до 10% рынка, потеснив импортеров", — говорит собеседник "ДП". По прогнозу, оборот предприятия составит 4 – 5 млрд рублей в год. Окупаемость проекта — 6 – 8 лет. Продукция первое время будет поставляться на внутренний российский рынок и в страны СНГ. "В будущем возможен выход и на рынки дальнего зарубежья", — заключил Александр Шестаков. Новый завод, по его словам, будет производить кухонную мебель всех классов, в том числе класса эконом, которого до сих пор в линейке ПМФ не было. "Но качество мебели будет высоким. С этой продукцией мы планируем зайти в DIY–сети, хотя до сих пор не были там представлены", — говорит Александр Шестаков. Один из лидеров продаж кухонной мебели сегмента эконом — шведская IKEА (контролирует до 20% рынка). Получить комментарии там по поводу появления нового конкурента не удалось.

Расчет на госзаказ

У Alno это первый партнерский бизнес в России. До сих пор компания только импортировала мебель в нашу страну. Объемы поставок не раскрываются. В немецком офисе Alno, куда дозвонился "ДП", от комментариев по поводу нового проекта в Петербурге воздержались. "Наших партнеров, конечно, смущают санкции. Но они готовы рискнуть, поскольку понимают, что в нашей стране в ближайшие годы будет зеленый свет отечественному производству мебели", — утверждает Александр Шестаков. Напомним, что недавно принятый в первом чтении закон о промышленности сделал приоритетными государственные и муниципальные закупки (в том числе мебели) у отечественных производителей.
"Государство всерьез озабочено повышением качества строящегося муниципального жилья. Планируют сдавать его в том числе со встроенными кухнями. И мы хотим быть готовы к старту этой программы", — пояснил Александр Шестаков. Он отметил, что в России уже создана и своя база по выпуску комплектующих для этого вида мебели. "Это также повышает ее конкурентоспособность", — добавил собеседник "ДП". "Потребление мебели в России в 4 – 5 раз ниже, чем в странах ЕС. Так что у отечественного мебельного рынка большой потенциал роста", — говорят эксперты "Финам".

Черный октябрь

Общий объем продаж мебели в России оценивается в 400 млрд рублей в год. Кухни относятся к сегменту корпусной мебели, объем продаж которого — 120 млрд рублей по итогам 2013 года. Продажи собственно кухонь в России в прошлом году выросли на 9,5% и составили 74 млрд рублей. Около 60% оборота обеспечили импортеры из стран Азии и Европы. А отечественное производство кухонь оценивается в 30 млрд рублей в год. "Рынок очень размыт, не консолидирован", — констатирует один из его участников. Доли крупнейших отечественных производителей — "Кухонный двор", "Стильные кухни", фабрика "Мария" — не превышают 3 – 5%.
Один из производителей рассказал "Деловому Петербургу", что ситуация в сегменте близка к критической. "Даже лидеры рынка оптимизируют производство, сокращая персонал, и повышают цены, поскольку из–за роста курса евро и доллара сильно подорожали комплектующие и фурнитура (они на 70% импортируются). Это неизбежно отразится на объемах продаж. А они этой осенью и так сильно сократились. Производители опасаются, что октябрь станет "черным" в истории рынка", — говорит собеседник "ДП". По его словам, хорошо себя чувствуют только те производители кухонь, которые ориентированы на госзаказ (как ПМФ) или имеют налаженную торговлю в кредит (как фабрика "Стильные кухни", финансовым партнером которой выступает ВТБ).
Экономическая ситуация оптимизма мебельщикам не добавляет. По словам председателя совета директоров ОАО "Севзапмебель" Юрия Саркисяна, валютные колебания сначала были на руку производителям.
"Покупать нашу мебель на фоне подорожания импортной стало выгоднее. Но в конце лета потребители начали экономить. Сказалось и подорожание продуктов, и общая нестабильность в экономике. Ведь мебель — не предмет первой необходимости. Так что мой прогноз для производителей скорее негативный", — говорит он.
"То, что 95% отечественной мебели потребляется внутри страны (а оставшиеся 5% идут на экспорт в страны СНГ), ставит мебельщиков в довольно жесткую зависимость от покупательной способности российского потребителя. С другой стороны, последствия экономических санкций для нас не так фатальны", — заключили в Российской ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Кризис — это время возможностей. Поэтому именно сейчас наша стратегия — экспансия. Из–за политических событий выросли продажи в нижнем сегменте и снизились в среднем. В начале года был всплеск 10 – 15%, но потом появились признаки стагнации. Мы не видим спада спроса, но посетителей в студиях заказа кухонь стало меньше. Мы ввозим из Европы 40% комплектующих, поэтому ощущаем влияние инфляции и валютных колебаний. Но пока специально сдерживаем цены.
Ефим Кац
генеральный директор мебельной фабрики "Мария"
Наиболее востребована покупателями сегодня мягкая мебель, за ней идет мебель для столовых и гостиных. На 3–м месте — шкафы и стенки. Кухни — это самая дорогостоящая часть меблировки. Часть новоселов начинает обстановку квартиры с нее, но большинство все же приобретает в последнюю очередь. Зато из–за дороговизны кухонь их доля в общем обороте мебельного рынка в денежном выражении значительно больше, чем у других сегментов.
Алексей Попов
директор УК Prior Development (управляет мебельным центром Mebelwood)
Сейчас такая нестабильная ситуация в стране, что планировать инвестиции в расширение производства, в открытие новых предприятий крайне сложно. Производство замерло в ожидании, что предпримет правительство для улучшения ситуации. Покупательский спрос падает, валютные курсы нестабильны. До ввода санкций у нас сбыт увеличивался примерно на 10% в год. Сейчас небольшой рост сохранился, но оценить его параметры сложно. Больше всего растет спрос на спальни.
Ирина Лебедева
генеральный директор компании "Севзапмебель"