Новый глава ОЖД Олег Валинский может скоро покинуть свой пост

Автор фото: Егоров Евгений / Eugene Egorov

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов ушел на повышение в Москву. Преемником стал его первый заместитель Олег Валинский. Одни эксперты говорят, что он возглавил ОЖД надолго, другие в этом не уверены.

Владимир Якунин , чьи полномочия на посту главы РЖД правительство РФ продлило до 2018 года, начал энергично реформировать свою команду, приближая наиболее верных соратников. Одним из первых решений совета директоров железнодорожной монополии стало назначение новым вице–президентом начальника Октябрьской железной дороги (ОЖД, филиала РЖД) Виктора Степова.
Это дает старт целой цепочке кадровых пертурбаций внутри ОЖД. Уже известно, что новым начальником дороги станет первый заместитель Виктора Степова Олег Валинский — ему предстоит завершить обновление инфраструктуры дороги, начать отложенные девелоперские проекты по реконструкции вокзалов и созданию транспортных пересадочных узлов общей стоимостью более 300 млрд рублей. А также сделать так, чтобы железную дорогу перестали избегать грузоотправители.
Правда, информированные источники "ДП" анонимно уверяют, что кандидатура Валинского, скорее всего, временная. "В ОЖД очень хотят его видеть на посту начальника, но Москва сомневается. Позже на место начальника придет человек из дальних регионов с опытом работы замом. Имя назвать пока не могу", — говорит собеседник "ДП".
Другой собеседник, уже в ОЖД, заявил, что Олег Валинский пришел надолго — он работает в ОЖД последние 10 лет и пользуется не меньшим уважением у коллег, чем Виктор Степов. "Конечно, стиль управления изменится, но, однозначно, дорога продолжит меняться к лучшему", — говорит собеседник "ДП".

Начальник–реформатор

Чтобы понять, как может измениться стиль управления, мы опросили близких к ОЖД предпринимателей. Все они без исключения восхваляли 57–летнего Виктора Степова, отмечая его любознательность, стратегическое мышление и необычайную склонность к теоретическим изысканиям в области оптимизации процессов. Так, возглавив ОЖД, он первым делом разрушил прежние связи. В частности, отказался от услуг Балтийского банка, который являлся основным расчетным банком ОЖД. Постепенно все счета были переведены в петербургский филиал Транскредитбанка.
С приходом Виктора Степова в 2004 году Октябрьская дорога стала испытательным полигоном, на котором обкатывались новации, внедрявшиеся затем по всей сети РЖД, — это и система менеджмента качества, и система бережливого производства. В интервью "ДП" Виктор Степов с гордостью рассказывал, что "благодаря внедрению технологий бережливого производства мы снизили себестоимость работ и забрали рынок — к нам везут электропоезда со всей европейской части России, потому что мы делаем качественнее и дешевле". Теперь ему предстоит реформировать систему управления всех РЖД.

Больное место

До назначения начальником ОЖД 53–летний Олег Валинский в течение 10 лет отвечал за организацию грузоперевозок, а это, откровенно говоря, одно из слабых мест РЖД: погрузка в последние несколько лет сокращается, впрочем, как и пассажиропоток. И, хотя на Октябрьской дороге положение дел несколько лучше, чем в целом по сети, все же одной из приоритетных задач нового руководителя станет повышение лояльности грузоотправителей.
Кстати, после переназначения Владимир Якунин заявил, что повышение клиентоориентированности — это ключевая задача всех топ–менеджеров дороги. Любопытно, что среди опрошенных "ДП" предпринимателей, не скупившихся на комплименты лично Виктору Степову, не нашлось ни одного, кто лестно высказался бы в отношении работы дороги, которую он много лет возглавлял. Основные претензии — к низкой скорости, плохому качеству и постоянно растущей цене обслуживания, что, собственно, и побуждает грузовладельцев и пассажиров пользоваться альтернативными видами транспорта.
"Железная дорога не очень удобна для небольших клиентов, что связано не с персоной руководителя, а с тем, что это монополия", — говорит заместитель гендиректора ГК "Вента" Сергей Прошин. По словам одного из предпринимателей, главным недостатком железной дороги является то, что все решения там принимаются в одностороннем порядке — как единственно правильные, а если выразить неудовольствие, предъявить претензии, то проблем не оберешься. "Не думаю, что кадровые перестановки на региональном уровне могут что–то изменить. Полномочия местных руководителей настолько урезаны, что они играют скорее роль свадебных генералов", — говорит генеральный директор компании "Русский логистический провайдер" Руслан Кисс.

Твердый вектор

ОЖД — это крупнейшая по объему инвестиций дорога среди всех филиалов РЖД, ежегодно на реконструкцию ее инфраструктуры из собственных средств РЖД, бюджета РФ, инвестфонда выделяется по 45 – 55 млрд рублей.
Кроме того, новому руководителю ОЖД предстоит координировать выполнение крупных девелоперских проектов: это и реконструкция вокзалов — как пригородных, так и городских, и крупные инфраструктурные проекты, забуксовавшие из–за разногласий с региональными властями.
Самый крупный проект ОЖД — реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. Прежде всего речь идет о порте в Усть–Луге, в котором РЖД имеют весомый интерес — им принадлежит компания "ПулТранс", которая монопольно перевозит все грузы на территории порта.
Конечно, глава ОЖД непосредственно не распоряжается инвестиционными средствами, это прерогатива РЖД и ее "дочки" — ОАО "РЖДстрой". Но успех всего дела также зависит от дипломатических способностей руководителя местного филиала.
Например, проект организации скоростного пассажирского движения на участке Петербург — Бусловская (направление хода поезда "Аллегро") застопорился из–за того, что правительство Ленобласти отказалось выделить землю под строительство путей, требуя взамен возвести несколько путепроводов. В свою очередь, Виктор Степов договорился с губернатором Александром Дрозденко о том, что РЖД профинансируют проектирование путепроводов.
В правительстве Ленобласти не комментируют взаимоотношения с ОЖД, ссылаясь на остроту нерешенных вопросов.
Скептически смотрят в будущее и девелоперы. Холдинг "Адамант" планировал реконструировать пригородные станции — совмещать их с торговыми комплексами, а затем передавать инвестору в управление. "Пока проектов с ОЖД у нас нет. Это жестко структурированная организация, в которой есть преемственность решений и четкий вектор развития, который вряд ли изменится", — говорят в "Адаманте". По словам гендиректора ООО "Ай–Би–Ай Инвест" Микко Седерлунда, у компании была идея участвовать в реконструкции Финляндского вокзала на условиях концессии, встречались с руководством РЖД и ОЖД, но дело с мертвой точки не сдвинулось, железнодорожники не предложили ничего конкретного.
Уверен, что наши проекты, в частности, по реконструкции Финляндского вокзала, будут и дальше развиваться. Степов им не мешал. Но процесс шел небыстро, поскольку основную роль в переговорах играли все–таки держатели инфраструктуры (у ОЖД только полоса отвода в районе вокзала). Надеюсь, при новом руководстве ОЖД идея о том, что нужно привлекать инвесторов для развития железнодорожной инфраструктуры, не забуксует. Возможно, присутствие петербургского чиновника в аппарате управления госкорпорации откроет частному капиталу из нашего города дорогу в проекты федерального уровня.
Александр Шарапов
президент NAI Becar
Я много по службе общался со Степовым, поскольку с мая 2007 года руководил проектами ЗАО "Желдорипотека" в Петербурге, а с июня 2011 года был представителем в СЗФО "дочки" ОАО "РЖД" — "Росжелдорпроекта". Всегда отмечал его высокие деловые качества. Назначение главой ОЖД Олега Валинского также приветствую. Это правильный менеджер. Но надо понимать, что ОЖД — система в системе. И от того, что ушел один топ и пришел другой, алгоритм ее работы не изменится. Вертикаль выстроена жестко.
Александр Шабасов
глава Северо–Западной дирекции Минкульта